Найти тему
киНоНостальгия

На взлете трагической карьеры. Брэндон Ли в "Беглом огне" (1992).

Брэндону Ли на роду было суждено стать кинозвездой. Родители подарили ему внешность разбивателя сердец. Сын легендарного Брюса с детства занимался боевыми искусствами и вырос атлетичным молодым человеком с идеальной мускулатурой без грамма лишнего веса.

Но Брэндон Ли - не только модельная внешность и физподготовка, а еще природная харизма и задатки настоящего актера. Даже суровые критики Сискел и Эберт, раскритиковав "Беглый огонь" (Rapid Fire), не могли не признать актерский потенциал Брэндона.

Брэндон обладал не самым частым среди актеров качеством - трезвым умом. В интернете есть его интервью, где он делился планами на жизнь. Он не хотел остаться звездой незамысловатых второразрядных боевичков, резонно рассматривая их как пропуск в большое кино. Он серьезно обучался актерскому искусству, обозначил себе ролевую модель - Мела Гибсона, мечтал тоже сочетать статус action-героя и репутацию настоящего актера.

-2

Брэндон не только разумно мыслил - он и делал все правильно. Отправился в Гонконг и снялся в главной роли в местном проекте. Потом - съемки в германском фильме и на ТВ. Молодого спортивного красавчика заметили в Голливуде, и в 1991-м выходит "Разборка в маленьком Токио", где имя Брэндона Ли стоит в титрах вторым после Дольфа Лундгрена. Зато в 1992-м в "Беглом огне" у Брэндона - уже первая, "звездная", позиция в титрах. План Брэндона работал - актер стремительно шагал по карьерной лестнице.

Следующий, более престижный проект - мистически-супергеройский фильм "Ворон" перспективного режиссера Алекса Пройаса - должен был стать прорывом Брэндона на новый уровень. И снова план сработал. "Ворон" сделал Брэндона Ли мировой знаменитостью, легендой и объектом культового поклонения. Увы, посмертно.

-3

Каким-то образом в свое время я пропустил "Беглый огонь". Недавний первый просмотр вызвал двойственные чувства. Золотая эпоха боевиков 80-х и 90-х - время моей зрительской юности. И я получил изрядное удовольствие от динамичного, зрелищного фильма, который - при всей незамысловатости - не дал заскучать ни на минуту.

С другой стороны, больно видеть на экране восходящую звезду, наполненную мечтами и надеждами, - и знать, что жизнь успешного красавчика совсем скоро прервется нелепым, трагическим образом, словно придуманным каким-то адским сценаристом. Я посмотрел несколько интервью Брэндона, данных в рамках промо-кампании "Беглого огня". Лучезарно улыбаясь, он рассказывал о планах на будущее. Он не знал, что будущего у него не будет.

Впрочем... отвлекусь от грустных мыслей и обращусь к "Беглому огню", когда все в жизни Брэндона складывалось как нельзя удачно, и роковой "Ворон" еще не распростер черные крылья над его головой...

Брэндон играет студента Джейка Ло, который изучает искусство, берет уроки живописи, а заодно лихо гоняет на байке и превосходно владеет приемами рукопашного боя. На благотворительной вечеринке Джейк становится свидетелем убийства, чудом спасается во время отчаянной переделки благодаря своим навыкам и, задержанный полицией, по памяти рисует портрет убийцы. Полицейские узнают авторитетного гангстера Серрано и понимают, что Джейк - бесценный свидетель. Дело в том, что хитроумный Серрано лет пятнадцать не берет в руки оружия и подловить его почти невозможно Таким образом Джейк оказывается единственным ключом к аресту и осуждению опаснейшего преступника.

Если "Беглый огонь" - не первый боевик в вашей жизни, вы легко обрисуете дальнейшее течение сюжета. Да, будут предатели, продажные правительственные агенты, и будут честные полицейские. Появится симпатичная девушка-коп и... понятно, что случится между ней и Джейком? Будут попытки убить Джейка, погони, схватки и перестрелки - короче, весь джентльменский набор боевика 80-90-х. Сюжет "Беглого огня" трудно спойлерить - и так же бессмысленно анализировать, ведь любой более или менее опытный зритель предугадает сюжетные повороты на два хода вперед. Но разве за головоломные интриги мы любили фильмы с Чаком Норрисом, Ван Даммом, молодым Сигалом, Дольфом Лундгреном и другими героями зубодробительного кино "второго плана"?

И чем лично мне, пусть и с 30-летним опозданием, пришелся по душе "Беглый огонь"?

Разумеется, главное в "Беглом огне" - сам Брэндон Ли. Ему уже не надо было играть "вторую скрипку" в дуэте с Дольфом Лундгреном, и Брэндон показал, что может быть идеальным героем боевика и настоящим голливудским leading man, то есть актером в заглавной роли. Брэндон на экране выглядел настолько привлекательно для женской части аудитории, что не случайно авторы щедро вставляли в монтаж крупные планы его красивого лица и при каждой удобной возможности показывали мускулистый, подтянутый торс.

Ему удались и крупные планы, и диалоги, и многочисленные action-сцены. Иногда видно, что Брэндону еще не хватает опыта, зато недостаток наработанной актерской техники с лихвой окупается искренним стремлением все сделать хорошо, молодым задором, энтузиазмом и обаянием. Когда смотришь на Брэндона, понимаешь, почему маститые критики признали потенциал его будущего роста - увы, прерванного роковым "Вороном".

Особенно хорош Брэндон, само собой, в сценах действия. Одним из его кумиров был Джеки Чан, и Брэндон, выступая сопостановщиком боевой хореографии, постарался насытить фильм эффектными трюками и драками в стиле гонконгских боевиков, поставить не грубый мордобой, а изобретательные поединки, обыгрывающие особенности помещения, предметы интерьера, всевозможный реквизит, оказавшийся под рукой - все по рецептам Джеки Чана.

Главный партнер Брэндона по фильму - отличный голливудский актер Пауэрс Бут. Бут много снимался, в его фильмография отличные фильмы, о некоторых из них я писал - "Южное гостеприимство", "Все меры предосторожности", сериал "Дэдвуд". Бут был уважаемым актером, который, увы, так и не успел совершить звездный прорыв в карьере.

В "Беглом огне" Бут играет этакого "хорошего плохого копа", который посвятил 10 лет попытке уничтожить преступный наркосиндикат, важной частью которого является Серрано. Работа стала для лейтенанта Райана смыслом жизни, чуть ли не наваждением. Иногда кажется, что для достижения цели Райан готов пожертвовать чем угодно - например, цинично использовать Джейка в качестве наживки, зная что выживание Джейка не гарантировано. Но, конечно, окажется, что Райан не так однозначен и ничто человеческое ему не чуждо. Роль не бог весть какая глубокая, но Пауэрс Бут убедительно отыгрывает очередного небритого копа.

Наркомафия в "Беглом огне" - типичный для боевиков 80-90-х набор колоритных персонажей. Не надо ждать глубины - это не "Крестный отец", "Однажды в Америке" или "Лицо со шрамом". Гангстеры в "Беглом огне" - конечно, карикатурные итальянцы и азиаты, созданные для того, чтобы хорошие герои пачками отправляли их в мир иной.

Но надо отдать должное - для непритязательного кино со стрельбой и мордобоем типажи гангстеров подобраны отлично. Особенно выделяется Ник Манкузо в роли психопатичного Серрано. Играет он, не надо обольщаться, очередного стереотипного мерзавца, но выглядит вполне забавно, или как говорят американцы - fun to watch. Например, перед тем, как ударить Джейка по лицу, Серрано надевает на руку перчатку, а затем сначала больно кусает сам себя за палец - видимо, Серрано любит не только доставлять, но и чувствовать боль...

Я писал о трюках и боевой хореографии, обильно и достойно представленных в фильме режиссера Дуайта Х. Литтла (кстати, постановщика одного из лучших фильмов раннего Сигала "Отмеченный смертью" (Marked for Death, 1990). Мотоцикл, крушащий мебель и вылетающий сквозь стеклянную стену, кувыркающиеся машины, всевозможные драки - полный ассортимент боевика весёлых 80-90-х налицо.

Но надо отметить еще один момент. Разве может фильм с названием "Беглый огонь" обойтись без этого самого беглого огня? Однозначно, нет. "Беглый огонь" не разочарует поклонников ураганного огня - в перестрелках применяются самые разнообразные модели стрелкового оружия, пистолеты, автоматы, снайперские винтовки, дробовики и даже спаренный пулемет! Дуайт Х. Литтл очевидно получал удовольствие от вида того, как пули решетят автомобили и стены, крошат стекла и наносят всяческий урон имуществу и людям. Уже упомянутые критики Сискел и Эберт пошутили, что режиссер Литтл, кажется, не может терпеть в кадре ни одного целого стекла.

Рекомендовать "Беглый огонь" поклонникам Брэндона Ли бессмысленно. Фильмография актера так трагически коротка, что, уверен, фанаты видели эту картину не один раз.

А вот всем любителям боевиков "старой школы", на мой взгляд, "Беглый огонь" должен прийтись по душе. В нем есть все, за что мы, независимо от возраста, любим action 80-90-х. Очень плохие злодеи без рефлексий, хорошие парни, представляющие добро с кулаками. Преступления и наказания. Безостановочный сюжет, драки, погони, много-много беглого огня. И, несомненно, Брэндон Ли, герой, который не успел постареть.

-13