Архитектор, художник театра, просветитель – за свою жизнь Владимир Алексеевич успел многое.
А еще ему очень повезло: поступив на архитектурное отделение Высшего художественного училища при императорской Академии художеств, он оказался среди учеников Леонтия Бенуа, Ильи Репина, Льва Бруни, Василия Матэ, Владимира Беклемищева. Имена наставников не просто известные – все эти мастера были талантливыми педагогами.
С успехом закончив обучение, Владимир Алексеевич до 1917 г. побывал в двух пенсионерских поездках за границей. И… полюбил Италию и ее вечную классическую архитектуру.
В России он будет активным пропагандистом стиля «неоклассика», и с 1910-х гг. начнет создавать масштабные, декорированные колоннами, портиками и изысканными капителями здания.
Его первые большие постройки – это доходные дома в Санкт-Петербурге. В 1908-1910 гг. он строит их по заказу военного инженера Константина Маркова.
Посмотрите на его проект русского павильона в Турине 1912 г.: мощные дорические колонны, почти суровый из-за пропорций облик. Не просто так – даже архитектура может продемонстрировать силу и уверенность, а именно это нужно для демонстрации успеха. Павильон – торгово-промышленный, а не какая-нибудь лирическая история!
После Революции Щуко примет советскую власть, и даже в эпоху авангарда будет проектировать и воплощать принципы неоклассики в архитектуре юной советской республики.
После 1932 г., когда стилевой вектор советского искусства сместится от простоты авангарда к роскоши предпочтений И.В. Сталина, архитектор Щуко станет невероятно востребованным мастером. Среди его ключевых реализованных проектов – библиотека им. Ленина в Москве, где он будет работать в соавторстве с Владимиром Гельфрейхом.
Кстати, творческий тандем Щуко – Гельфрейх отметился не только в архитектуре. Знаменитый, можно сказать культовый образ советской истории, памятник Ленину на броневике в Ленинграде – их работа.
Не реализованный проект, который повлиял на всю советскую архитектуру на ближайшие 20 лет – проект Дворца Советов, в соавторстве с Гельфрейхом и Иофаном.
Тут на самом деле очень интересная история: Щуко и Гельфрейх не принимали участие в открытых конкурсах проектов Дворца Советов, которые прошли в 1931 и 1933 гг. Но был еще один, закрытый конкурс в 1932 г., на который тандем Щуко и Гельфрейха проект предоставили. И хотя уже в узких кругах было известно, что победителем будет Борис Иофан, «сверху» пришла директива: усилия трех архитекторов объединить, итоговый проект представить общественности.
Именно его вы наверняка встречали в публикациях, посвященных этой великой неслучившейся стройке.
Скончался Владимир Алексеевич в 1939 г. Он не успел узнать, что Дворец Советов так никогда и не будет построен.
Но не знал он и того, что любимая им итальянская архитектура найдет свое отражение в постройках «сталинской неоклассики» даже в Свердловске.
Здание Администрации Свердловска-Екатеринбурга, штаб Уральского военного округа – в них мы найдем масштаб, роскошь и амбиции Советского Союза времен И.В. Сталина.
Кроме архитектуры: за свою жизнь В.А. Щуко оформил 43 спектакля; активно преподавал - на Высших Женских Политехнических курсах (после 1917 г. – Второй Петроградский Политехнический институт), в политехническом институте Петра Великого, в рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств и в самой академии Художеств.
+++
Этой публикацией мы открываем канал УрГАХУ в Дзене. Будем благодарны за Ваши комментарии и пожелания! Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новые статьи.