Найти в Дзене
Культурные прогулки

Психологизм и обаяние Русского портрета XIX века в ТМИИ

В экспозиции новой выставки представлены портреты из коллекций Дагестанского музея изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой и Тульского музея изобразительных искусств. Русский портрет прошел яркий и самобытный путь. От парсуны до тонкого психологического образа, через который художники мастерски научились раскрывать внутренний мир и чувства портретируемого. Дагестанский музей изобразительных искусств предоставил пять портретов. О них я расскажу поподробней. Блестящий живописец и великолепный портретист Карл Брюллов считается одним из главных представителей портретного жанра начала XIX столетия. Картина «Итальянка у бассейна» была создана им в 1844 году после возвращения из Италии. Молодая красавица в ярком народном костюме пронизана солнечным светом. Благодаря деталям художник сумел показать и горячий итальянский нрав, изобразив на заднем плане дикий виноград, и закрытость девушки, ограничив ее глухой стеной. Напротив не менее характерная «Одалиска» Василия Поленова. Во время пу

В экспозиции новой выставки представлены портреты из коллекций Дагестанского музея изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой и Тульского музея изобразительных искусств.

Русский портрет прошел яркий и самобытный путь. От парсуны до тонкого психологического образа, через который художники мастерски научились раскрывать внутренний мир и чувства портретируемого.

Выставка Русский портрет XIX века в ТМИИ
Выставка Русский портрет XIX века в ТМИИ

Дагестанский музей изобразительных искусств предоставил пять портретов. О них я расскажу поподробней.

-3

Блестящий живописец и великолепный портретист Карл Брюллов считается одним из главных представителей портретного жанра начала XIX столетия. Картина «Итальянка у бассейна» была создана им в 1844 году после возвращения из Италии.

Карл Брюллов «Итальянка у бассейна» 1844 г
Карл Брюллов «Итальянка у бассейна» 1844 г

Молодая красавица в ярком народном костюме пронизана солнечным светом. Благодаря деталям художник сумел показать и горячий итальянский нрав, изобразив на заднем плане дикий виноград, и закрытость девушки, ограничив ее глухой стеной.

Напротив не менее характерная «Одалиска» Василия Поленова.

Василий Поленов «Одалиска» 1875г.
Василий Поленов «Одалиска» 1875г.

Во время путешествий художник всегда интересовался историей и традициями страны. На Востоке иметь наложниц было не просто обыденностью, но и считалось правилом хорошего тона. Мне кажется, Поленову филигранно удалось передать состояние, каково это быть «комнатной девушкой».

Красота и декоративность были присущи практически всем работам этого художника. Вот и «Мальчик» Константина Маковского очень хорош на фоне освещенной зелени. Романтический образ дополняют струящиеся темные локоны и задумчивый, мечтательный взгляд юного героя.

Константин Маковский «Мальчик» 1875г.
Константин Маковский «Мальчик» 1875г.

Один из основателей Товарищества передвижников Иван Крамской хоть и считал портретный жанр обузой и не самой приятной обязанностью, при этом владел им великолепно. 

Иван Крамской «Портрет сестры» 1879г.
Иван Крамской «Портрет сестры» 1879г.

«Портрет сестры», которой к слову у него не было, получился невероятно выразительным и одухотворенным. Художник мастерски «подсвечивает» целеустремленный взгляд и волевой подбородок героини. При этом смягчает фон, словно напоминая о неоспоримой хрупкости и женственности молодой девушки. 

И во всех смыслах жемчужина коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств – портрет императрицы Марии Александровны.

Портрет императрицы Марии Александровны
Портрет императрицы Марии Александровны

Он выполнен в середине 19 века и приписывается кисти талантливого русского художника Ивана Макарова.

Он схож сразу с двумя портретами императрицы. Один за авторством Макарова хранится в Русском музее. А второй, который и был взят за образец, авторства всемирно известного портретиста Франсуа Ксавье Винтерхальтер хранится в Эрмитаже.

Портреты императрицы. Слева хранится в Русском музее. Справа находится в коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств
Портреты императрицы. Слева хранится в Русском музее. Справа находится в коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств

И здесь нашим вниманием завладевает притягательная деталь: нити жемчуга, украшающие грудь, тонкие запястья и волосы императрицы. Какое послание нам зашифровал художник. С одной стороны жемчуг символизирует чистоту, нежность и женственность, что, несомненно, соответствует модели. Но не случайно во времена Гомера говорили, что жемчужины — это слезы морских богинь. Испытания, трагедии и разочарования и через это тоже пришлось пройти нашей героине. В итоге мы видим хрупкую, но не сломленную ударами судьбы женщину.

Портрет Марии Александровны. Фрагмент
Портрет Марии Александровны. Фрагмент

Какие еще интересные портретные истории вас ждут, вы узнаете, посетив выставку «Русский портрет 19-го века».

По ссылке смотрите видео с открытия выставки.

-11

Где: ТМИИ,Тула, ул.Ф.Энгельса, 64

Выставка продлится до 17 ноября