Все началось с нового тренера «Лейкерс».
Энциклопедический универсализм – главная примета XXI века. Все обо всем, по секрету всему свету, посредством всех доступных инструментов – уже давно девиз не только представителей СМИ, но и любого, кто хочет быть услышанным, понятым, одобренным или раскритикованным. Намерения (а в отдельных случаях – и качество) даже не важны. Цель – виральность. Разница – сугубо в масштабах. Кому-то достаточно 15 минут славы в качестве героя позавчерашнего мема, а кто-то при помощи подкастов строит «новые медиа», цементируя информационную платформу для «шокирующих своей правдой и смелостью» высказываний.
И баскетболисты НБА – как раз из второй категории.
Как так вышло, что баскетболисты стали массово вести подкасты?
Можно сколько угодно долго пенять на качество контента, его чрезмерное количество, но в действительности все эти претензии – не к производителям, а к потребителям. Осознанное потребление – это ведь не только о покупках товаров и продуктов питания, существует и «цифровая диета».
Цифровизация, развитие соцсетей и доступность скоростного интернета, по сути, та же промышленная революция, начавшаяся в 1764 году с изобретения прялки «Дженни». Рост мануфактур, уход от ручного труда – а вместе с ним и от авторского, индивидуального подхода в производстве даже самой непритязательной одежды – в сторону более быстрого, массового и дешевого процесса изготовления был продиктован законами времени. Спустя века условный индпошив никуда не исчез, менялись ниши, фасоны, ценовые категории.
По аналогичным канонам развивались и «новые спортивные медиа». Отчетной точкой принято считать октябрь 2014-го. Через три дня после того, как член Зала славы МЛБ и многолетний капитан «Нью-Йорк Янкиз» Дерек Джитер сыграл свой последний матч в карьере, он запустил сайт Players’ Tribune, где публиковались материалы, «написанные самими спортсменами». Многим такая инвестиция показалось странной, но Джитер объяснил, что формат дает спортсменам возможность напрямую общаться с болельщиками, которые заслуживают большего, чем шаблонные «без комментариев» или «обе команды играли жестко».
Материалы, конечно, подвергались правкам и шлифовке со стороны профессиональных журналистов (в частности, рекрутировали кадры из престижного издания Sports Illustrated, которое уже тогда начинало потихоньку дышать на ладан). Но свежесть формата и грамотная упаковка заинтересовали аудиторию, а главное – самих профессиональных спортсменов. Уже в следующем году Кобе Брайант опубликовал на сайте свою поэму «Дорогой баскетбол», приуроченную к окончании карьеры. Материал впоследствии послужил основой для оскароносной анимационной короткометражки.
Еще через год Кевин Дюрэнт выкатил свое знаменитое письмо «Моя следующая глава», в котором поведал о том, что покидает «Оклахому», в которой отыграл 9 лет, ради «Голден Стэйт».
Параллельным курсом двигались Мэверик Картер и Леброн Джеймс. Они выбивали спонсорские деньги для запуска медийной платформы Uninterrupted, под эгидой которой выходили все последующие проекты Леброна, включая его посиделки в парикмахерской. Сам бренд возник в 2014-м, в 2015-м получил почти 16 миллионов инвестиций у Warner Bros и Turner Sports, а в 2017-м официально объявили о запуске платформы.
В это же время начиналась эра подкастов. 1 февраля 2016 года тогда еще защитник «Лос-Анджелес Клипперс» Джей Джей Редик при поддержке и кураторстве небезызвестного Эдриана Воджнаровски – и, кстати, в рамках его собственного проекта The Vertical Podcast with Woj – стал первым действующим игроком, запустившим подкаст. The Vertical Podcast with JJ Redick выходил раз в неделю и поначалу был своеобразным бонусом к уже имеющейся программе с увесистой аудиторией.
Пробный шар залетел точно в лузу, ухватистый характер и подвешенный язык Редика оценили, а тот, в свою очередь, развил успех до такой степени, что… был вынужден завязать с подкастами.
При всем уважении к Редику, едва ли его уход из медиапространства станет серьезной потерей. Ведь выбирать есть из чего.
Зачем все эти люди записывают подкасты?
Заразителен не только дурной пример, но и успешный. После Редика и другие начали осваивать профессию «свободных вещателей». На данный момент свои регулярные подкасты ведут порядка 30 действующих и недавно завершивших карьеру игроков НБА.
Джей Джей Редик – The Old Man and The Three и Mind The Game в соавторстве с Леброном. Сейчас проекты по понятным причинам (загрузка кирпичей для игроков «Лейкерс»?) поставлены на паузу.
Джон Уолл – Point Game. Подкаст совместно с букмекерской конторой, который является для разыгрывающего выжидательным пунктом. Ведь о завершении карьеры Уолл еще не объявлял.
Юдонис Хаслем и Майк Миллер – The OGs Show
Только для своих. В гости к ветеранам пока заходят люди, так или иначе связанные с «Майами Хит». Интересно, как будут выкручиваться, когда закончатся все основные кандидаты. Позовут Майкла Джордана, чей 23-й номер увековечен в организации?
Трэй Янг – From the Point
Разыгрывающий «Атланты» делает ставку на разницу возрастов, приглашая как опытных игроков, так и свежих звезд. Сам Янг говорит, что только так можно упрочить и достичь взаимопонимания между поколениями. Такой себе Тургенев, решающий извечный вопрос отцов и детей.
Дрэймонд Грин – The Draymond Green Show
Можно относиться к нему как угодно, но именно этот человек станет одним из главных действующих лиц канала, который заключит новое телевизионное соглашение с НБА.
Патрик Беверли – The Pat Bev Podcast with Rone
Пацанский романтизм Беверли не всегда готовы разделить коллеги по цеху, поэтому рядом всегда есть Рон – соведущий, чье имя вынесено в заглавие. Вообще наличие персональных модераторов удобная фишка. Когда гостей нет, модер всегда может начать расспрашивать спортсмена-ведущего о том, как правильно жить, а тот никогда не откажется поностальгировать и пофилософствовать.
Мэтт Барнс и Стивен Джексон – All The Smoke
Один из самых долгоиграющих подкастов, более 200 эпизодов. Барнс и Джексон как никто выиграли от смены амплуа. Оба были бойцовыми смутьянами, но никак не звездами лиги, а с подкастом приобрели репутацию революционеров-популяризаторов. Рассказами о баскетболе тут дело не ограничивается. Тут и легализация всего на свете, и BLM, подкаст стал рупором (иногда чрезмерно) прогрессивных идей Джексона, в том числе призывавшего правительство США пожизненно содержать все поколения потомков Джорджа Флойда.
Данкан Робинсон – The Long Shot
Медиа-активность снайпера «Хит» пока застопорилась. Вероятно потому, что есть дела поважнее. Межсезонье его команда пока проваливает, самого Робинсона пытаются упаковать в один из трансферных пакетов.
Лонзо Болл – The WAE Show
Свежий проект, явно возникший не без влияния травматизма Лонзо, у которого было так много времени на восстановление, что нашлась пара часиков, чтобы рассказать о наболевшем.
Кевин Гарнетт и Пол Пирс – TICKET & THE TRUTH
Гарнетт проявляет чудеса изобретательности и словоблудия в попытках собрать воедино осколки адекватности своего соведущего.
Джейлен Брансон и Джош Харт – The Roommates Show
Партнеры по университету Вилланова и «Никс» куют железо пока горячо, разгоняя относительно новый проект благодаря яркому выступлению «Нью-Йорка» в прошедшем сезоне.
Кармело Энтони – 7PM in Brooklyn
Кармело делает подкаст с явным прицелом на аудиторию Нью-Йорка, для которого так и не смог стать полновесной легендой. И готовит почву к появлению своего сына в НБА (про то, чтобы вернуться и сыграть с ним за одну команду, пока не говорил).
Дуэйн Уэйд – The Why
Действительно, не было у Уэйда подкаста, а почему – подумал Уэйд и немедленно выпустил подкаст с таким названием.
Джефф Тиг – Club 520
Кому надоели мирские нравоучения – вам в клуб к Джеффу Тигу, который с юмором рассказывает о том, как дал пощечину Немане Бьелице и почему судья Тони Бразерс обозвал его маму и тетю шлюхами.
Гилберт Аринас – Gils Arena
«Модный приговор здравому смыслу». Особенно после того, как в гости к главному мыслителю от НБА стали регулярно наведываться Кеньон Мартин, Брэндон Дженнингс и Рашад Маккэнтс. Последний частенько сидит в золотой короне, а я все жду, когда же Аринас примерит треуголку Наполеона, ведь обстановка и содержание безумных бесед обязывает.
Тео Пинсон – Run Your Race
Слоняющийся по клубам G-лиги игрок нашел довольно любопытную нишу. Пинсон рассказывает о тонкостях существования между ростерами основной команды и ее фарм-клубом. В гости зовет преимущественно ролевиков, с которыми обсуждает особенности выживания в лиге. Полезно послушать тем, кто считает, что НБА сугубо лига миллионеров, диктующих свои условия владельцам.
Грэйди Дик – Welcome Party
На удивление – грусть-тоска. Новичка «Торонто» хватило на пару эпизодов с участием Брэндона Миллера и Кэма Уитмора. Содержание не выходят за рамки рассуждений о том, кому сколько лет и чьи шмотки лучше.
Д’Анджело Расселл – The Backyard
Подкаст Д’Анджело Расселла с Д’Анджело Расселлом при участии Д’Анджело Расселла про Д’Анджело Расселла. Когда есть, о чем поговорить, эпизоды выходят более-менее стабильно, когда нет (как сейчас) –тишь да гладь.
Майкл Портер – Curious Mike
Портер старается освещать широкий спектр интересов, за что ему можно только плотно пожать руку. Хоть и не без опаски. Среди гостей снайпера «Наггетс» была мудрая и разборчивая порноактриса Лана Роудс, с творчеством которой Портер-младший, судя по разговору, был хорошо знаком.
Квентин Ричардсон и Дариус Майлз – Knuckleheads
Один из лучших подкастов, если говорить о соотношении качества гостей и хронометража. Надо отдать должное не только ведущим, но и монтажерам. Даже не самые яркие выпуски смотрятся без очевидных провисов и обходятся без лишней воды.
Демар Дерозан – Dinners With DeMar
За выбор локаций – твердая четверка (баскетболист ведет беседы в ресторанной обстановке), за частоту выхода эпизодов (перерывы по два месяца) – строгий неуд. В назидание всем тем, кто думает, что запись подкаста – пятиминутный бубнеж ни о чем в течение 5 минут.
Шакил О’Нил – The Big Podcast
Квинтэссенция личности Шака. Где-то грустно, чаще всего смешно, но неизменно естественно и без фиги в кармане.
Ричард Джефферсон и Ченнинг Фрай – Road Trippin
Чувствуется, что все это инициатива Джефферсона, который в последнее время все чаще мелькает на ТВ и по-видимому стремится упрочить свои позиции в медиа. Фрай тут так, для привязки, и разница в опыте играет на руку как раз предупредительному Джефферсону. Кроме этого диссонанса углядеть в самом шоу что-то интересное затруднительно.
Марк Джексон – The Mark Jackson Show
После ухода с ESPN Джексон решил поддерживать форму самым очевидным и легкодоступным способом.
Рашид Уоллес – Sheed and Tyler
Балагурящий сквернослов Шидди в компании покладистого модератора и Бонзи Уэллса травит за жизнь с той же непосредственностью, с которой высказывал свое мнение о судьях в былые времена.
Пол Джордж – Podcast P
И без того слегка нецензурное название канала будет звучать особенно актуально, если Джордж не выиграет титул в составе «Филадельфии».
Таннасис Адетокумбо – Thanasis Show
Изначально это задумывалось как шутка, но такой подкаст действительно есть.
Уверен, что есть еще масса других подкастов и шоу (ткните носом – кого забыл). Суть в перечислении всех этих деятелей – показать, что абсолютно каждый причастный к НБА может вписаться в подобную историю; популярность играет роль, но если ты способен найти интересную нишу и оригинально упаковать продукт – добиться успеха реально.
Но что подразумевают под успехом сами подкастеры?
1. Иллюзия настоящей связи с поклонниками
Наличие собственного подкаста не делает звездного игрока человеком из народа. Тут все зависит от заинтересованности автора и профессионализма его команды. Одних кальянных историй мало, чтобы сойти за «своего парня». Нужна тщательная проработка сценария, желание не только высказывать свою точку зрения, но и учитывать отзывы слышателей. Если баланс соблюдается, то у подкаста формируется постоянная аудитория, приходящая посмотреть не только на известнее лицо, но и поделиться мыслями.
2. Укрепление личного бренда
Сейчас и при собеседовании на работу интересуются содержанием соцсетей, что уж говорить о бренде профессионального спортсмена стоимостью в десятки и сотни миллионов. Подкаст служит подтверждением серьезности намерений игрока, даже если они не простираются так далеко, как планы Пинки и Брэйна из одноименного мультика. Наличие подкаста – возможность сообщить аудитории о коммерческих планах, карьерных стремлениях и упрочить репутацию. Подкреплять слова делами, само собой, тоже придется. Но это потом.
3. Создание имиджа влиятельного человека
Быть просто спортсменом мало, нужно демонстрировать, что ты личным примером способен дать аудитории толчок в развитии. Причем не только в том, что касается баскетбола. В большинстве подкастов игроки обсуждают ментальное здоровье, эпизоды из своей жизни, сформировавшие их как личность, и рассказывают о том, кто и как вдохновлял их. Всем же интересно, кто вдохновлял, например, Танасиса Адетокумбо.
4. Долголетие и медийная значимость по окончании карьеры
Самая весомая из причин. У действующего профессионала весь распорядок дня подогнан под расписание сезона, так еще и есть твердая (и губительная) уверенность в том, что так будет всегда. Ты будешь вечно молодым и востребованным, персонал клуба будет корректировать все твои действия, зарплата – исправно капать на карту, а болельщики – просить автографы.
Нет. И в истории НБА было достаточно тому доказательств. По советам своих менеджеров, агентов и консультантов звезды подвязываются вести подкасты, чтобы максимизировать свою узнаваемость, ветераны действуют аналогичным образом, чтобы вынырнуть из небытия. Если не запостил – значит не было. И сейчас это относится не только к тексту, но и к живому общению. Если ты сам вслух не расскажешь, кто ты такой, то о тебе и не вспомнят, будь ты хоть тысячу раз великий.
Что ждать дальше?
Количество подкастов будет расти – это понятно. Рост качества вследствие конкуренции если и будет, то, скорее всего, незначительный. Звезды НБА, в первую очередь, все же спортсмены, они осваиваются в медиасфере только вслед за кем-то, руководствуясь успешным примером. Какой шаг будет следующим?
Это может быть заключение аккуратных и тщательно проработанных сделок по использованию имиджа, голоса, имени и изображения на платформах, основанных на искусственном интеллекте. В музыкальной и киноиндустрии сейчас заключают разовые и краткосрочные сделки, позволяющие задействовать актеров в ролях определенных персонажей в многопользовательских играх, рекламе, всевозможных арт-ивентах и так далее. Подобные маркетинговые ходы будут стандартизировать, в том числе, и в сфере спорта, который уже давно стал частью шоубизнеса.
В такой ситуации подкаст уже не столько средство самовыражения, сколько окошко размером со страницу YouTube, в которое можно покричать все что угодно. Даже если послание оказалось неразборчивым, главное – что его услышали.