Здравствуйте уважаемые читатели! Я рад, что Вы зашли ко мне в гости! В этой статье я предлагаю Вам познакомиться с пятью самыми великолепными, на мой взгляд, произведениями живописи, которые должен знать каждый современный, образованный человек. Остановитесь на минутку и впустите в свою жизнь эти совершенства из мира живописи. Не так много возможностей у современного человека попутешествовать по миру, чтобы в лучших картинных галереях или музеях увидеть самые восхитительные произведения гениальных художников всех времён и народов. Подборка фото с описанием шедевров известных художников, сделанная мною на основе моих личных предпочтений, поможет Вам прикоснуться к прекрасному, созданному их талантливыми руками. Начнём с живописи. Следующая статья будет о скульптурах.
Живопись бывает разной. Одни картины вдохновляют и пробуждают все лучшее в наших душах, другие же с жестокой откровенностью открывают темные стороны человека. Великие художники умело воссоздают гармонию и трагедию жизни, божественную величественность мира, открывают красоту в, казалось бы, обыденных вещах.
Такие картины попадают в мировую сокровищницу художественных произведений, независимо от того, где они хранятся — в музее или в частной коллекции. Прикоснитесь к миру живописи, познакомьтесь с лучшими произведениями классиков.
«Рождение Венеры» (Сандро Боттичелли)
Огромным достижением художника стало изображение главной героини — Венеры (1484г.). Ее Боттичелли писал с первой красавицы Флоренции — Симонетты Веспуччи. Художник передал ее грациозность и нежность, утонченность и воздушность. Этот женский образ сочетает одухотворенность Мадонны и гармоничное телосложение — воплощение духовного и физического совершенства. Образ Венеры и других персонажей картины олицетворяют собой вневременной идеал красоты. Картина иллюстрирует миф рождения из морской пены Афродиты (Венеры). Обнажённая богиня плывёт к берегу в раскрытой раковине, подгоняемой ветром. В левой части картины бог западного весеннего ветра Зефир направляет раковину своим дыханием, а богиня цветов Флора сопровождает его. Их союз символизирует единство духовной и плотской любви. В правой части картины с алой мантией, как знаком божественной власти, которой обладает красота над миром, изображена нимфа Ора Цветущая, одна из дочерей Зевса и Фемиды. Она следила за порядком в природе и поэтому всегда должна сопровождать Венеру.
Это полотно таит в себе множество загадок. Одна из них — это то, как художнику удалось оживить Венеру, сделать ее образ легким и реалистичным. Все дело в лессировке — нанесении слоев полупрозрачной краски. Венера получилась невообразимо красивой. Это один из самых пленительных образов Эпохи Возрождения. Если бы богиня любви на самом деле существовала, она была бы именно такой. Картина хорошо сохранилась благодаря тому, что Боттичелли нанёс на неё защитный слой яичного желтка. В настоящее время этот шедевр хранится во Флоренции в галерее Уфицци.
“Сикстинская Мадонна” (Рафаэль Санти)
Сикстинская Мадонна – самая знаменитая работа Рафаэля Санти. Она была написана в 1512—1513 годах. Этот шедевр Высокого Возрождения вдохновлял писателей и поэтов во все времена. “Красота спасёт мир” - так Фёдор Достоевский сказал именно о ней. А фраза “Гений чистой красоты” принадлежит Василию Жуковскому. Ее позаимствовал Александр Пушкин, чтобы посвятить земной женщине Анне Керн. С 1754 года это огромное полотно (265-196см.) находится в Галерее старых мастеров в Дрездене.
Эта картина никого не оставляет равнодушным. Первое, на что обращает внимание каждый зритель, — это глаза Девы Марии и Младенца Иисуса, мгновенно приковывающие к себе наше внимание. Это глаза, полные грусти, глаза, знающие будущее наперед, но при этом нежные и любящие. Поражает не по-детски серьезный взгляд Младенца, пришедшего в мир спасти людей. Слева на картине изображен святой мученик Сикст, который жестом показывает Марии путь в земной мир людей. А справа Рафаэль изобразил святую мученицу Варвару — покровительницу Пьяченцы, которая смиренно склонила голову. Символично, что Богородица и Младенец Христос у Нее на руках оказываются у Рафаэля вписаны в «мученический» треугольник, что как бы предвозвещает и их мученические судьбы. Интересно, что ангелы у ног Девы Марии — не единственные представители небесного мира на полотне Рафаэля. Если внимательнее присмотреться к облакам, на фоне которых шествует Богородица, становится ясно, что это ангельские лики. Все, кому хоть раз посчастливилось увидеть этот шедевр, помнят его всю свою жизнь.
«Спящая Венера» (Джорджоне)
Незавершённый шедевр кисти Джорджоне, представляет собой непревзойденный образец бесконечной красоты и лаконичности.
Загадочный мастер эпохи Возрождения Джорджоне в 1510 году запечатлел на своём полотне Венеру, спящую на лугу в вечерний час. Джорджоне будто говорит зрителям, что его богиня – не холодный и едва мерцающий на горизонте миф, а собирательный образ земной женщины. Фигура Венеры светится теплотой, знакомой каждому человеку. Взглянув на прекрасную девушку с полотна Джорджоне, зритель не испытывает отчаяния из-за её недостижимости, а начинает замечать черты прекрасного в женщинах, живущих в одном измерении с ним.
Нельзя игнорировать и тот факт, что после трагической смерти Джорджоне в 1510 году над картиной работали Тициан и еще какой-то неизвестный мастер. Как и многие другие картины XVI века, «Спящая Венера» окутана тайной. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Венера спит, не ведая своей наготы, как не ведали о ней Адам и Ева до грехопадения, и потому нагота так прекрасна и безгрешна, что зритель глядит на нее только как на предмет поклонения. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ.
Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне, не говоря уже о современниках художника. Она поразила воображение Дюрера и Кранаха Старшего, Пуссена и Веласкеса, Рембрандта и Рубенса, Энгра и Делакруа, Мане и Гогена. Да и сейчас на всех ценителей высокого искусства эта картина производит неизгладимое впечатление образца возвышенной, совершенной женской красоты.
«Последний день Помпеи» ( Карл Брюллов)
Эта крупноформатная картина (456,5 × 651 см) русского художника Карла Брюллова, работа над которой была завершена в 1833 году. Хранится она в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Основой сюжета стало историческое событие: извержение вулкана Везувий, находящегося близ Неаполя. Произошла эта трагедия в 79 г. В результате катаклизма погибли несколько тысяч жителей городов Стабии, Оплонтис, Геркуланум и Помпеи. Также были полностью уничтожены несколько поселений, расположенных у подножья вулкана. Перед зрителем предстает грандиозная картина гибели древнего города, прославившего себя выдающимися памятниками архитектуры, живописи, скульптуры. Полотно состоит из объединенных в одно единое целое эпизодов, которые можно долго рассматривать, поражаясь реалистичной детализацией происходящей трагедии. На полотне есть автопортрет самого художника, его возлюбленной графини Юлии Самойловой, а также исторической личности Плиния младшего, который пережил эту трагедию и описал её в своих воспоминаниях. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений.
В 1832 году, незадолго до своей смерти, мастерскую Брюллова посетил шотландский писатель Вальтер Скотт, который провёл у полотна несколько часов. Перед уходом знаменитый посетитель подошёл к художнику, пожал обе его руки и сказал, что он ожидал увидеть исторический роман, но увидел гораздо больше — целую эпопею. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова — будущего автора «Явления Христа народу».
Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин написал стихотворение: «Везувий зев открыл…» Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»
Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений русской национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства».
«Явление Христа народу» (Александр Иванов)
Эта великолепная картина русского художника Александра Андреевича Иванова главное творение всей его жизни. Полотно огромных размеров (540 х 740) находится в Третьяковской галерее в Москве. Художник создавал эту картину примерно 20 лет. Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна и третьей главе Евангелия от Матфея.
Для этой картины Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Павел Третьяков приобрёл эскизы, поскольку саму картину приобрёл император Александр II.
Иванов называл этот сюжет «всемирным», он стремился показать всё человечество в решающий, определяющий его судьбу момент. В центре картины — фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна изображена группа апостолов — юный Иоанн Богослов, за ним Пётр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной — Нафанаил, так называемый «сомневающийся». На первом плане — юноши и старцы — образ непрекращающейся жизни. В центре — богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Справа — фигура «ближайшего к Христу», в котором узнаётся облик писателя Н.В. Гоголя. В облике странника с посохом, сидящего неподалёку от Иоанна, художник запечатлел собственные черты.
Несмотря на обилие деталей и многофигурность, композиция «Явление Христа народу» великолепно сбалансирована. Своеобразный центр полотна — мальчик в синем плаще перед Иоанном Крестителем. Сам Иоанн — своего рода ось, к нему смещается взгляд, на какой бы фигуре он изначально ни находился — и затем устремляется за вытянутой рукой — в сторону Спасителя.
В мае 1858 года Иванов решился показать картину в Санкт-Петербурге. Демонстрация полотна, эскизов и этюдов к ней была организована в одном из залов Академии художеств, выставка произвела сильное впечатление на общественность.
Ну вот, что я хотел довести до Вашего внимания. Если Вам было интересно поставьте лайк. Мне будет приятна Ваша оценка, а если напишите комментарий, то мы ещё и пообщаемся с Вами. Заходите ещё. Будет интересно. Пока! Пока! (Кто не равнодушен к искусству, приглашаю ознакомиться на моей странице с потрясающими произведениями пяти выдающихся скульпторов)