Кажется, у каждого человека в поле общения есть знакомый или знакомая, который(-ая) находит одинаково холодных партнеров, или человек, который несколько лет в отношениях пытается решить семейные вопросы истериками и все никак не может почувствовать себя нужным.
Почему так происходит и можно ли создать крепкие, надежные отношения, если из раза в раз в них повторяется один и тот же сценарий — отвечает эксперт сервиса подбора психотерапевта «Мета» Екатерина Музыка.
Что такое типы привязанности?
Для начала важно понять и раскрыть понятие привязанности. Привязанность — это устойчивая психологическая связь между людьми. Соответственно, тип привязанности — это то, как эта связь выстраивается.
Прежде чем рассказать о типах привязанности, хочется сказать, что в психологии это понятие корректнее называть стратегиями, но в статье мы будем использовать более распространенную и привычную формулировку — типы.
В 1958 основатель теории привязанности Джон Боулби предположил, что существует система привязанности, которая отвечает за развитие эмоциональной связи матери и ребенка. Он изучал, как ранняя сепарация от матери или утрата может негативно влиять на эмоциональную сферу у малолетних преступников. Боулби сделал вывод, что предпосылки здорового или патологического психического развития детей лежат в ранних отношениях со взрослыми, которые являются для человека формирующими.
Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
С точки зрения теории привязанности, стремление к безопасности — основная потребность ребенка. На удовлетворение этой потребности влияет то, насколько мама восприимчива к нуждам младенца. Так, если мама постоянно эмоционально и физически доступна, чувствительна к потребностям своего ребенка и откликается на них — это снижает стресс и тревогу младенца. Поддержка, доступность и отзывчивость родителя позволяет ребенку исследовать окружающую среду, неизвестные территории. По Боулби «доступность» это не просто присутствие, а эмоциональная вовлеченность. Ребенок обращается к фигуре привязанности как к «безопасной гавани» в ситуации угрозы и опасности, ищет спасение в другом человеке, которого он считает сильным.
Со временем психолог Мэри Эйнсворт развила и дополнила теорию привязанности важным понятием — «надежной базой». Так, ребенок нуждается не только в том, чтобы родитель обеспечивал безопасность, контейнирировал переживания и утешал, но и создавал условия для самостоятельного исследования мира: поддерживал активность, интерес и помогал. Оба эти аспекта формируют баланс между эмоциональной близостью и автономией:
«Я знаю, что могу исследовать мир с твоей помощью (надежная база), но если мне будет тяжело, я могу обратиться к тебе и положиться на тебя (безопасная гавань)».
Опыт взаимодействия с родителем ребенок постепенно «встраивает» внутрь себя. Именно это позволяет ему в дальнейшем формировать безопасную привязанность к другим людям и успокаиваться в стрессовых ситуациях. Это и есть надежная привязанность.
Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
Изначально тип привязанности описывал характер связи со значимым близким. Но это динамичный процесс, и характер связи может меняться. Поэтому современные исследователи стали использовать термин «стратегия привязанности» вместо «тип привязанности». По сути это стратегия адаптации ребенка к поведению другого человека. Она позволяет снизить угрозу в жизни ребенка, при необходимости вовлечь взрослого и установить с ним связь.
Виды типов привязанности
В первых типологиях привязанности речь шла о трех: надежной, тревожно-амбивалентной и избегающей. Позднее к ним добавился четвертый тип — дезорганизованный. Его добавила коллега Мэри Эйнсворт — Мэри Мейн. Этот тип представлял собой хаотичное сочетание тревожной и избегающей стратегий поведения. Считалось, что эти типы не меняются по мере взросления человека.
У американского психолога Патрисии Криттенден немного другое видение. Она уверена, что стратегия не стабильная характеристика, а развивается и усложняется по мере взросления человека. У одного человека может быть несколько разных стратегий с разными людьми. Более того, по мнению исследователя привязанности Марио Микулинцера, люди могут «привязываться» не только к родителям и романтическим партнерам, но и к месту работы или учебы.
В типологии Криттенден более 12 стратегий привязанности. В рамках Динамической модели созревания привязанности и адаптации она берет за основу три основных типа, но в каждом выделяет подтипы и дополняет классификацию сложноорганизованными стратегиями. Они возникают, когда цель противоречивого поведения детей к фигурам привязанности не только найти защиту, но и снизить угрозу, увеличить доступность матери. Сложноорганизованные типы стратегий защищают ребенка от переживания бессилия, и только в случаях, если формирование таких стратегий не происходит, наблюдается дезорганизованное поведение.
Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
Надежный тип привязанности
Человек, у которого сформировался надежный тип привязанности, представляет мир достаточно безопасным местом, а людей вокруг — надежными. У него сформирован позитивный образ себя. В стрессовой ситуации человек с надежной привязанностью может обратиться за помощью к другим людям, описать свои переживания, принять помощь и снизить тревогу через эмоциональную связь.
Взрослые с таким типом стратегии могут прикасаться к уязвимости, просить поддержки и утешения. Это часто помогает создавать надежные отношения с партнером.
Но ранний опыт с родителями бывает разным. Он не всегда последовательный и безопасный. Порой это формирует у людей типы ненадежных стратегий привязанности — тревожный и избегающий.
Избегающий тип привязанности
По мнению П. Криттенден, если родитель был предсказуемо нечувствителен к ребенку, не отзывался на плач и стабильно игнорировал потребности или вовсе реагировал на эмоциональность отвержением или агрессией, то с большой вероятностью ребенок учился подавлять свои чувства.
В такой ситуации ребенок улавливает, что если выражать свои потребности и эмоции, может быть только хуже. Получается, чтобы снизить угрозу в отношениях с родителем, нужно прятать чувства и делать вид, что все хорошо. Ребенок становится послушным, старается не расстраивать родителя. Так формируется избегающая стратегия. В зависимости от того, насколько угрожающей была среда, в которой рос ребенок, Криттенден выделяет 8 подтипов избегающей привязанности: от легкого избегания до стратегии бредовой идеализации.
Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
Что характерно для человека, который придерживается избегающего типа:
- интеллектуальная обработка информации и подавление чувств;
- разговоры «по делу», а не про свои переживания;
- общие ответы на вопросы о переживаниях: «все нормально, все хорошо»;
- излишняя самостоятельность и независимость: полагаются во всех вопросах на себя;
- отделение от партнера во время стресса, чтобы справиться с переживаниями самостоятельно, вплоть до реального ухода из комнаты и квартиры;
- страх быть «поглощенным» партнером, острая потребность в личном пространстве. При приближении партнера стараются отдалиться, так как активируются страх поглощения и страх быть виноватым, разочаровать партнера;
- соматизация вытесненных переживаний, то есть их проявление на телесном уровне.
Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
Тревожный тип привязанности
Такой тип стратегии привязанности вернее называть тревожно-амбивалентный. Он может сформироваться у ребенка, если родитель ведет себя непредсказуемо: то реагирует чутко, то нет, то снимает тревогу ребенка, то становится агрессивным. Так, у ребенка начинает формироваться другая стратегия — он усиливает аффект, чтобы привлечь внимание родителя и получить желаемое. То есть он как бы вынуждает родителя удовлетворить его потребности, но его тревога при вовлечении родителя не спадает. Так формируется тревожно-амбивалентная стратегия привязанности. У него в классификации Криттенден также есть 8 подтипов с градацией от легкой до угрожающе-параноидальной степени.
Что характерно для человека, который придерживается тревожного типа:
- отношения играют важную роль, он много вкладывается в создание эмоциональных связей;
- при обработке информации опирается на эмоциональное состояние и свои ощущения, а не на когнитивный анализ;
- сильно тревожится и волнуется об отношениях: куда они движутся, все ли нормально в них, где находится партнер;
- много говорит о своих переживаниях;
- активно проявляет эмоции в отношениях с партнером, при этом у человека снижается когнитивная обработка информации. На свои переживания ориентируется больше, чем на информацию извне;
Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
- в ситуации стресса приближается к партнеру вплоть до стратегии гневного «преследования» в конфликте, одержимы поиском, требованием ответа и реакции от партнера;
- не обладает навыками самоутешения, ищет утешение в других людях,
У человека могут одновременно быть развиты и стратегия избегания близости, и тревожная стратегия, которые он неосознанно использует в зависимости от контекста. Подобно тому, как подстраивался не под одну ухаживающую фигуру, а под несколько.
Нужна помощь психотерапевта? Заполните анкету, и мы бесплатно подберем для вас несколько специалистов на выбор. По промокоду METAZEN вы получите скидку 25% на первую сессию с психотерапевтом.
Как определить тип привязанности, который человек использует в отношениях
Существует несколько способов. Самый простой — пройти тесты на установление типа привязанности.
Это может быть тест «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р. К. Фрейли. Он фиксирует отдельно уровень тревоги и уровень избегания. Сочетание результатов по этим шкалам может предварительно показать, какой из четырех стратегий пользуется человек.
Еще один вариант — мультиопросник измерения романтической привязанности К. Бреннан и П. Шэйвера. Он не определяет конкретный тип привязанности, а исследует степень выраженности отдельных параметров: амбивалентности, степени подавленности эмоций, страха быть оставленным и других.
Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
Точно определить тип привязанности, который клиент использует в тех или иных отношениях, можно и на приеме у психотерапевта. Например, эмоционально-фокусированные терапевты проводят интервью привязанности для того, чтобы понять, в каких условиях формировался человек и какие стратегии привязанности он использует.
Как находить общий язык людям, которые следуют разным типам привязанности?
Одни из самых распространенных пар сегодня — пары, в которых партнеры с разными типами привязанности, например, тревожным и избегающим. Они называются комплиментарными, взаимодополняющими парами.
Бывает сложно понять, как по-разному люди воспринимают происходящее. Так, на семейной психотерапии в комплиментарных парах может происходить много открытий друг о друге. Важно понимать: у близких одна цель — «починить связь», только способы реализации разные. Люди, использующие тревожную стратегию, чинят связь, приближаясь к партнеру с возможными сильными эмоциональными проявлениями, могут начинать конфликты. Люди, использующие избегающую стратегию, отдаляются, чтобы сгладить конфликт, минимизировать ссору и тоже сохранить связь. То, что выглядит как равнодушие, часто способ сгладить конфликт и сохранить хорошие отношения. То, что выглядит как давление и демонстрация недовольства в гневной форме — способ не начать ссору ради ссоры, а установить контакт и получить отклик, что с отношениями все хорошо.
Идея, которую транслирует эмоционально-фокусированная терапия — нужно постепенно становиться экспертами по себе и своим стратегиям и друг по другу, то есть по стратегиям партнера в связке со своими.
Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
Если не получается этого сделать самостоятельно, можно обратиться в парную эмоционально-фокусированную психотерапию. Кстати, она работает не только с романтическими партнерами, но и с членами семьи (сиблингами, родителем и взрослым ребенком).
Что делать, чтобы проявления привязанности не мешали строить отношения?
Для начала человеку важно начать понимать себя и партнера — какие именно ведущие стратегии использует человек в стрессе: приближение к партнеру или отдаление от него. Или вообще стратегий несколько. Затем осознать, что когда-то стратегия сформировалась, чтобы защищать человека. Сегодня она включается автоматически.
Важно понимать и то, что стратегии образуют дисфункциональный эмоциональный цикл и усиливают защитное поведение у партнера. То есть давление одного может усиливать избегание второго. А это, в свою очередь, усиливает попытки первого получить утешение, в том числе через ссору. В этом эмоциональном цикле партнеры могут застревать на годы, в результате чего напряжение и претензии друг к другу становятся сильнее. Подробнее об этом можно посмотреть в нашем видео.
Чтобы проявления стратегий привязанности не мешали строить отношения, важно научиться исследовать свои триггеры. То есть понимать, на какие фразы и действия партнера возникает тревога или попытка отдалиться. Знать свои страхи и потребности. Пробовать говорить о них партнеру. Но тут тоже необходимо действовать осторожно. Чтобы разговор был результативным, критически важно то, как диалог начнется. Если партнер слышит слова в свой адрес как критику, скорее всего, он будет защищаться уходом или нападением.
Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
Можно ли изменить тип привязанности
Современное понимание теории привязанности исходит из того, что привязанность динамична и созревает в процессе всей жизни. Получается, человек может двигаться в сторону более надежных стратегий.
Несмотря на формирование в детстве избегающего типа, в жизни человека может появиться друг, учитель или партнер, с которым взаимодействие было приближено к надежному. Такой опыт может изменить качество привязанности человека. Отношения с чутким и последовательным человеком создают новый опыт, который позволяет снижать тревогу или минимизировать избегание. Длительная психотерапия также помогает обрести надежные стратегии привязанности, расширив вариативность стратегий.
Статья оказалась для вас полезной? Поставьте ей ниже лайк. А если кажется, что автор текста может помочь с вашей проблемой, запишитесь к нему на первую сессию со скидкой 25% по промокоду METAZEN 🙏🏼
Источники
- Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / пер.с англ. В.В. Старовойтова. М.: Канон, 2020. – 272 с.
- Брубахер Л. Знакомство с эмоционально-фокусированной парной терапией / пер. с англ. Завалковская Н.А., научный редактор Хамитова И.Ю. М.:Научный мир, 2022. – 372 с.
- Дж.Уоллин Д. Привязанность в психотерапии / пер. с англ. Завалковская Н.А., научный редактор Хамитова И.Ю. М.:Научный мир, 2021. – 400 с.
- Казанцева Т. В. Адаптация модифицированной методики «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р. К. Фрейли [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №74-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-modifitsirovannoy-metodiki-opyt-blizkih-otnosheniy-k-brennan-i-r-k-freyli
- Макулинсер М., Шейвер Ф. Привязанность у взрослых: структура, динамика и изменения / пер. с англ. Максименко Ю. В. М.: Вильямс, 2023. – 816 с.
- Макулинсер М. Материалы лекции «Множественные схемы привязанности – динамика безопасности в диадах, группах и обществах» Балканского образовательного психологического центра «БАЛЕНТЕЙН»
- Музыка Е.В. Взаимосвязь копинг-стратегий и психологических защит супругов с разным типом привязанности:…выпускная квалификационная работа/ Музыка Е.В. – М.: МИП, 2024. – 104 с.
- Рыцарева Т. Круглый стол. Эмоционально-фокусированная терапия: почему фокус на эмоциях [Электронный ресурс] // Психология и психотерапия семьи. 2023 № 1. Режим доступа: https://familypsychology.ru/practice/ehmocionalno-fokusirovannaya-terapiya-pochemu-fokus-na-ehmociyah
- Плешкова Н. Л. Стратегии привязанности и адаптивная функция симптома // Познание и переживание. 2021. Т. 2. № 2. С. 88–98.
Видео источники:
- Рыцарева Т. «Модели созревания привязанности и адаптации (DDM) Патриции Криттенден» Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=kdv9Mezftu
- Кандыбина Е. Введение в динамическую модель привязанности. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=B4uRMjFI08c