Возможно удивлю: эмоции все полезны, в том числе и тревога.
Вопрос про интенсивность и адекватность ситуации. Помогает или мешает жить? Давайте разбираться.
Повышенная или пониженная тревога это крайности.
Важно поддерживать нормальный уровень тревожности (далее по тексту это просто тревога).
1.Не буду совсем тревожиться! -
Тревога полезна
когда важно подготовиться (к экзамену, выступлению), когда ситуация реально опасная
2.Стыжусь тревоги! -
Тревога это не слабость, а сила в способности замечать то, где жизненно важно быть осторожным.
3.Схожу с ума от беспокойства! -
Становится легче когда принимаешь состояние, ведь тревога это естественная реакция на раздражитель.
Важно поддерживать себя и преодолевать её.
4. Тревога опасна! -
Может быть неприятной, тревожные мысли могут управлять вами, если им позволите. Можете бояться оставаясь в безопасности.
5.Буду слишком спокоен! -
Тогда тревога усилится.
Можно быть продуктивным
не устраняя тревогу.
6.Я за рациональность!
- эмоции помогают понять какие цели хочется достигнуть для развития и регулировать путь.
Ресурс тревоги в том, что она указывает на дефицит чего-то нового: в отношениях, в работе, во взгляде на вещи. Важно открыться этому новому, проявив созидательную агрессию.
7.Не получается контролировать! -
И не нужно. Тревога приходит и уходит.
А тревожные мысли наблюдать не более 15 минут в день, иначе от такой карусели в какой-то момент начнет тошнить, придет апатия. Важно переключить себя на простые действия.
Пример:
Женщина страдает от боли в отношениях из-за повышенной тревожности, считает их деструктивными. На самом деле это такое мышление, а процесс отношений это уже последствия.
Её близкий с себя снимает часть вины и критикует её, всю ответственность перекладывает ей и кричит "довела меня, ничего не хочу".
Закрывается уходя в другую комнату за экран или из дома прогуляться.
Из-за того, что муж не поддается влиянию, она делает вывод, что не "существует" для него. Возникает экзистенциальное одиночество, когда есть близкий, но это часть толпы (сосед). Это рождает замкнутый круг.
Задача терапии: вернуть созидательную агрессию (влияние), т.е. естественную власть данную ей при рождении, чтобы выжить.
Чтобы сформировалось взаимовлияние, т.е.творческое приспособление, при котором как раз и возможно развитие. А для этого необходимо получить новый опыт извне!
Для этого терапевт занимает инаковую позицию. В данном случае находится в позиции более гибкой, чем среда клиента.
Клиент обнаруживает КАК именно он влияет на терапевта.
Результат:
1.Появляется способность опираться на своё умение влиять, интересно высказать мнение, чтобы проверить, насколько оно жизнеспособно.
2. поднимается творческая энергия к действиям.
3.Больше ощущения умиротворения и уверенности, гораздо меньше переживаний.
4.Если и бывает срыв, то не от того что долгое терпение дискомфорта, а от сильного возмущения нарушения прав, что позволяет перестать чувствовать вину, которая давит на горло. Это не тупое упрямство, когда человек выстрадал свои убеждения и отстаивает их вопреки непониманию окружающих. Это — верность себе. И она заслуживает уважения.
5.Замечает значительные улучшения: не только минусы, но и плюсы,
6.формируется творческая гибкость в ситуациях,
7.становится больше понимать реакции близких и окружения,
8.близкий больше идет на контакт, откровенно разговаривает на животрепещущие темы,
9.находятся слова сопереживания и слова чтобы разделить радость,
10.новое окружение, где стремятся понять и поддержать, где можно попросить, спросить и поделиться своими впечатлениями
Приведенный пример является продуктом, основанный на:
- теории гештальт-терапии,
- опыте личной терапии,
- личных рефлексий
- выявленных взаимосвязей исследуя феномены,
чтобы как можно точнее отразить глубину терапевтической работы.
При этом не прибегая к случаям из частной практики реальных клиентов (пациентов) в целях соблюдения этики.
С уважением, Ирина