Найти в Дзене
Белановский ЮС

Волонтерство волонтеров и волонтерство рабочих мест

Волонтерство развивается или по пути наращивания волонтерской массы, или по пути увеличения рабочих мест. Первый путь бесперспективный, а второй – единственно возможный. Почему это так? Рассказываю. Есть два вида экономики - "экономика спроса" и "экономика предложения". Первая, это когда развивается спрос, то есть ресурсы вкладываются в потребительскую способность. Денег у людей больше. Спрос на товары возрастает. В первые моменты вроде все хорошо. Но предложения не поспевают. Цены растут. Может возникнуть дефицит. Стимула для развития и изменений в части предложений нет. Есть риск монополизма. Система неустойчивая. Вторая - это развитие рынка предложений. Не столько в количественном смысле (чтобы чего-то производилось много и с избытком), сколько, в качественном, как стимуляция условий для развития производства и услуг. И тогда производственная сторона сама находит способ подстроиться под спрос. Система получается более гибкая, сбалансированная и более устойчивая. Все тоже самое относ

Волонтерство развивается или по пути наращивания волонтерской массы, или по пути увеличения рабочих мест. Первый путь бесперспективный, а второй – единственно возможный. Почему это так? Рассказываю.

Есть два вида экономики - "экономика спроса" и "экономика предложения". Первая, это когда развивается спрос, то есть ресурсы вкладываются в потребительскую способность. Денег у людей больше. Спрос на товары возрастает. В первые моменты вроде все хорошо. Но предложения не поспевают. Цены растут. Может возникнуть дефицит. Стимула для развития и изменений в части предложений нет. Есть риск монополизма. Система неустойчивая. Вторая - это развитие рынка предложений. Не столько в количественном смысле (чтобы чего-то производилось много и с избытком), сколько, в качественном, как стимуляция условий для развития производства и услуг. И тогда производственная сторона сама находит способ подстроиться под спрос. Система получается более гибкая, сбалансированная и более устойчивая.

Все тоже самое относится к волонтерству. Я говорил об этом не раз и поэтому в примере про экономику увидел еще одно подтверждение. По аналогии с экономикой спроса, есть развитие волонтерства по пути наращивания волонтерской массы (или силы) и, по аналогии с экономикой предложений, есть развитие волонтерства по пути увеличения рабочих мест. О них и поговорим.

Волонтерство волонтеров

Со времени Олимпиады, как первого всероссийского системного толчка для развития волонтерства, прошло 10 лет. Взятый тогда вектор привел к очень значимым результатам по популяризации и количественному росту волонтерства. Сегодня есть лучший в мире (не шучу) портал Добро.рф. Он связан с Госуслугами. Прокачаны множество стимуляционных и управленческих сервисов. Создана сетевая инфраструктура. В каждом населенном пункте в каждых школе, колледже, вузе есть волонтерские объединения. Работают ресурсные центры. Масштаб реально впечатляет!

Стать волонтером нет проблем. Систему накачали волонтерской энергией. По сути, очень много сил отдали на развитие "покупательской способности" волонтера.Так же как в случае с экономикой, где можно накачать потребителей деньгами. И это дало естественный ответ. Очень важно понять, что ответ этот - естественный и неизбежный. Если у людей вдруг много денег, значит можно юзать этих людей, продавать им что-то, не взирая на качество товаров и отношений. Так и в нашем волонтерском случае. Волонтерство нередко девальвировано и не ценится. Юзай волонтеров не хочу.

Ценнейший ресурс волонтерского участия порой просто уходит в пар. Что мы и видим. В каждом регионе от местных властей спускается заказ в местные волонтерские центры и объединения. И в большинстве случаев никто не может ответить на вопрос (и не задумывается даже, что вопрос так можно ставить): а почему некто (волонтер) должен выполнить заказ местных властей бесплатно? Точно также в экономике спроса не задумываются, почему покупатель платит бОльшие деньги за некачественный товар.

Вот, например, в небольшом городе проходил день памяти местного писателя. В волонтерский отдел отдела по делам молодежи пришла разнарядка на пару десятков волонтеров, которые должны в непогоду обслуживать официальное мероприятие у памятника знаменитого земляка. Предложенный функционал - избыточен. Мероприятие не потеряет в качестве и без волонтеров. Сотрудникам отдела понятно, что столько волонтеров не нужно. Вполне можно обойтись и парой тройкой помощников. Но нет. Приказ есть приказ. И сотрудники вынуждены уговаривать и завлекать ребят на ненужное участие в мероприятии.

Другой пример. Крупный город. Главный вуз города принимает делегацию ректоров из других регионов. Волонтерскому корпусу приказано обслужить мероприятие и студенты выстраиваются вдоль пути следования высокого начальства, стоят у дверей, дежурят в буфете, в раздевалке и т.п. В чем такая потребность в волонтерах у важных и вполне самостоятельных начальников со свитой личных помощников? Студентам никто не объяснил.

Особое удивление вызывает следующий вид волонтерства. Пожалуй, он самый популярный у школьников и студентов в регионах. Ребят приглашают бесплатно обслуживать выступления музыкантов и артистов, дающих коммерческие концерты. За это волонтеры так или иначе смотрят концерт бесплатно. Я много слышал таких вдохновленных рассказов. Никто не смог мне объяснить, почему все организаторы тут с прибылью, а волонтеры работают бесплатно.

Волонтерство волонтеров не дает развиться культуре использования добровольческой силы. 10 лет не хватило, чтобы всем стало понятно, что труд волонтеров - это большая ценность, это не обыденность, это время и силы, которые человек отрывает от своей жизни и дарит кому-то и для чего-то. Именно поэтому труд должен быть организован. Волонтеры не должны делать бессмысленные безрезультатные действия, лишь бы делать.

О волонтерстве рабочих мест

При волонтерстве рабочих мест акцент делается не на расширении волонтерства, а на развитии системы рабочих местах для волонтеров и тогда многое само встает на свои места и картина выглядит куда более осмысленной и упорядоченной.

Главное тут следующее. Волонтерство - это общественная сила для изменения к лучшему чего-то, что не меняется без волонтеров. Расточительно и неоправданно использовать эту силу там, где и без нее можно обойтись.

В общественной и государственной жизни есть лакуны, темные пятна, где по настоящему не хватает усилий государства и бизнеса, где есть определенная напряженность. И именно в этих зонах востребовано гражданское участие. Социальные проблемы обладают сильным потенциалом общественного магнетизма. Именно тут и должны формироваться предложения для волонтеров, своего рода волонтерские вакансии. В этом случае не нужно будет объяснять зачем и почему востребованы добровольцы.

Напомню, к примеру, что в большинстве случаев и так ясно, что даже в самых лучших сиротских учреждениях детям (особенно, если это особые дети) нужны значимые взрослые не из числа персонала. В больницах врачи делают свою работу, и все же детям нужны не только лекарства, но и организованный досуг, а родителям отдых. В хосписах или в отделениях интенсивного ухода в интернатах для людей с инвалидностью часто не хватает рук для заботы о малоподвижных людях. Одинокие мамы с детьми с инвалидностью часто живут на пределе своих возможностей, им нужны помощники. Без волонтеров невозможно организовать помощь беженцам и людям, оставшимся без дома из-за стихийных бедствий. Раздельный сбор мусора не станет повседневностью без гражданского участия. Поиск пропавших людей невозможен без общественников.

Не раз уже сказано, что именно дело и результат лежат в основе мотивации волонтера. Если труд бесплатный, то для привлечения и удержания волонтера необходимо, чтобы дело было значимым (и для волонтера и для общества), посильным и результативным. Именно позитивные изменения, произошедшие благодаря волонтерам, больше всего мотивируют их.

И если труд волонтеров будет организован, ответственность, предлагаемая им, будет конкретна и посильна, если будет ясно, что вклад принесет пользу, то волонтеры сами примут участие. Делая так, создавая и вкладываясь в рабочие места (в рамках конкретной социальной проблемы) организаторы будут хотеть удержать волонтеров (бояться потерять их, поскольку без них ничего не произойдет) и, как следствие, будут более ответственно подходить к общему делу.

Но при этом нужно помнить, что рабочие места для волонтеров не могут сами расти, как грибы. И не растут. Сегодня если и вкладываются, то большей частью в простые дела (акции, дни города и т.п.). А в серьезные и системные почти не вкладываются. Сколько людей не привлекай, не обучай, не поощряй, они не смогут помогать в больницах, если их там не ждут. Какие KPI не ставь, в ПНИ волонтеры не придут, если им там не дают ничего делать.

Волонтерство рабочих мест - это волонтерство позитивных изменений, произошедших благодаря волонтерам. Это волонтерство изменений, которые волонтерами осознаются и приносят им удовлетворение и радость.

Важный момент в том, чтобы у волонтеров был выбор, чтобы они могли взяться за то дело, которое им по душе.

Идеально организованное волонтерство похоже на восточный базар, где продают почти все. Покупатели приходят на базар не потому, что их вынудили, не потому, что некуда девать деньги, а потому, что на базаре есть что-то конкретное им нужное. Причем со множеством нюансов. Кто-то приходит за яблоками и выбирает определенные из десятка сортов. Тут важны вид и вкус, и качество, и цена. А кто-то приходит за специями и берет сложный уникальный букет по своему вкусу. Берет по чуть чуть. Ну а кто-то просто покупает мешок самой недорогой картошки. И чем обширнее базар, чем больше на нем выбор, чем проще до него добраться, чем проще на нем ориентироваться, чем дружелюбнее (или как сейчас говорят клиентоориентированней) продавцы, тем более базар будет привлекателен и больше будет товарооборот. Тем больше выгоды получат и продавцы и покупатели. И, что немаловажно, культура отношений, покупок и продаж в таком месте выстраивается сама.