Найти в Дзене
Берега Невы

Счётная палата проверила исполнение бюджета Минфина и ФНС

Оглавление

Счётная палата опубликовала заключение о результатах проверки исполнения федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. По результатам проверки бюджетная отчётность обоих ведомств признана достоверной.

Фото: freepik.com.

Результаты работы Минфина

В 2023 году доходы Министерства финансов на 11,5% превысили прогнозируемый уровень. Расходы были исполнены на 98,1% от плана.

Объём доходов, администрируемых Минфином, составил 533,2 млрд рублей, что в 2,3 раза больше прогноза и в 5,4 раза выше показателя 2022 года.

◆ Перевыполнен план по ненефтегазовых доходам на 3,11 трлн рублей или на 18,1%. По нефтегазовым доходам план не выполнен на 116,718 млрд или на 1,3%.

◆ Кроме того, в прошлом году в федеральный бюджет поступило 283 вида доходов на общую сумму 883,757 млрд рублей, которые не были учтены в прогнозе поступлений в федеральный бюджет. В частности, например, налог на сверхприбыль.

◆ Как считают в Счётной палате, все это говорит об имеющихся резервах по увеличению доходов.

Счётная палата отметила улучшение исполнения расходов по сравнению с 2022 годом. В 2023 году показатель составил 32,4 трлн или 98,1%. Объём неисполненных расходов составив в 2023 году 613,8 млрд рублей, что меньше по сравнению с 2022 годом на 22,9%.

Результаты работы ФНС

ФНС в 2023 году перевыполнила план по доходам на 9,5% — в федеральный бюджет поступило 19,6 трлн рублей, перевыполнение составило 1,7 трлн рублей.

Среди причин перевыполнения доходов Счётная палата указывает изменение порядка учёта курсовых разниц, рост налоговой ставки в отношении газового конденсата и увеличение импорта товаров из стран членов ЕАЭС.

В общей сложности в консолидированный бюджет в 2023 году поступило 36,2 трлн рублей, администрируемых ФНС. Это на 8% больше, чем в 2022 году. Из них:

  • 27% — налог на налог на добычу полезных ископаемых;
  • 22% — налог на прибыль;
  • 20% — НДС;
  • 18% — НДФЛ;
  • 13% — другие налоги.

В доходах федерального бюджета доля доходов, администрируемых налоговыми органами, составляет 67,4%, в объёме ВВП — 11,5%.

Расходы в 2023 году ФНС исполнила на 99,8% или на 245,1 млрд рублей, в т.ч. высокий уровень исполнения в Счётной палате отметили по 5 госпрограммам, в которых участвует ФНС.

Контрольно-аналитическая работа ФНС

По её итогам в 2023 году в бюджет поступило 400 млрд рублей, что на 2% больше 2022 года.

Уровень взыскания доначисленных платежей по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, решения по которым вступили в силу в 2023 году, составляет 41 % — на 4,7 п.п. выше показателя 2022 года».

Недостатки работы ФНС

По результатам проверки Счётная палата выявила ряд недостатков, допущенных ФНС при исполнении федерального бюджета.

Нарушения в части доходов:

  • излишнее начисление процентов за пользование бюджетными средствами;
  • несвоевременное осуществление возвратов излишне уплаченных средств;
  • неначисление процентов за несоблюдение сроков возврата;
  • отражение в отчётности недостоверных показателей задолженности.

В части расходов:

  • нарушение порядка доведения лимитных бюджетных обязательств и ведения бюджетной сметы;
  • недостаточный контроль за соблюдением сроков внесения изменений в бюджетные сметы;
  • отсутствие ежегодной индексации арендной платы на уровня инфляции в договорах территориальных налоговых органов о передаче в аренду (субаренду) недвижимости.

Работа ФНС с долгами налогоплательщиков

В 2023 году просроченные долги налогоплательщиков составили 1,3 трлн рублей, это в 1,3 раза больше 2022 года.

Совокупный долг, включающий долги по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, процентам и т.д., увеличился в 2 раза до 2,37 трлн рублей.

Для сравнения, в 2022 год просроченный долг составлял 1,3 трлн рублей, а общий размер 1,027 трлн.

Правда, как отметили в Счётной палате, такое увеличение вызвано в основном «техническими изменениями».

  • В частности, с начала прошлого года в составе задолженности стали учитывать страховые взносы на обязательное социальное страхование, которые составили 644,1 млрд рублей или 27% всех долгов.
  • Кроме того, из-за ужесточения денежно-кредитной политики увеличился размер начисленных пеней, это ещё 88 млрд рублей.
  • Введение ЕНС и уведомлений по исчисленным налогам увеличило задолженность на 29,7 млрд рублей.
  • Задолженность с не наступившими сроками уплаты (предстоящие платежи, не вступившие в силу доначисления, отсрочки и рассрочки по налогам) составили 705,6 млрд рублей.

В целом же, просроченная задолженность по администрируемым ФНС платежам составила 3,6% от общей суммы собранных налогов.

Одновременно с этим в 1,5 раза выросла платёжная дисциплина, а общее число должников сократилось в 1,7 раза. Кроме того, в 2023 году в 1,5 раза реже по сравнению с предыдущими периодами не уплачивались суммы налоговых начислений.

Банкротства по инициативе ФНС

В 2023 году увеличился объём списаний долгов в результате банкротств. По платежам, администрируемым ФНС (налоги, страховые взносы, штрафы и т.д.), было списано 139,7 млрд рублей, что на 34,2% больше 2022 года.

Должники в процессе банкротства выплатили 199,3 млрд, что больше показателя 2022 года на 30,3%.

Общая сумма долгов по налогам и взносам должников в процессе банкротства увеличилась на 5,2% до 1,1 трлн рублей.

В целом количество дел о банкротстве, в которых ФНС представляет интересы государства, увеличилось на 21% до 365,8 тыс., из них:

  • 34,7 тыс. в отношении юрлиц;
  • 331,1 тыс. в отношении физлиц.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.