Во дворе монастыря шумела разными голосами народная толпа, что-то визгливо кричали бабы, хныкали ребятишки. В воздухе пахло пирогами и бунтом.
Служивые люди поняли, что их дело плохо, когда народ начал прикидывающим взглядом посматривать на колья....
Я не пронзила пространство и время. И не ушла в прошлое. И не участвовала в сьемках исторического фильма.
Я пошла на экскурсию в монастырь....
Вы спросите, а при чём тут в мирной теме культуры и просвещения колья?
Да всё хорошо было бы с тем просвещением, кабы не хотели как лучше, а вышло как всегда. Мероприятие организовывали одновременно два очага культуры и соответственно... да-да.
Списки с исчезнувшими невесть куда людьми, "вас тут не записано!", надменные взгляды на неудачников тех, кто в заветные списки всё же попал. Моментально образовалось разделение на группировки: местные против центровых. Они смотрели друг на друга настолько напряженно и убедительно, что смело могли подать пример Бельским и Шуйским, а также казанским, ореховским и солнцевским.
Уже неслись крики: "Да списки поддельные у них!"
Служивых людей, мнущихся подальше от кольев, представляли собой два культурных вьюноша: Санечка и Ванечка. Санечка считал, что он очень умный и рад был выйти светочем в простой и тёмный народ. А Ванечка просто хотел чтобы все побыстрее закончилось, и можно было бы вернуться в свой уютный и безопасный культурный очаг.
И вот толпа взвыла и насела на хранителей списков всей своей народной массой, довершая возмездие несчастным извечным русским вопросом за что они деньги получают и вообще доколе?!
Я зажмурилась в ожидании набата и призывов: "Живьем брать демонов!"*
Дело явно шло к неизбежной кульминации в виде личных выяснений, кто тут достоин идти в монастырь, а кому судьба идти только - вот не скажу куда.
Санечка и Ванечка уже присматривали кусты для своего отступления и были готовы сьесть эти несчастные списки.
И вот тогда к нам слетел ангел...
В виде юного семинариста Алёшеньки, который взялся нам всё показывать и рассказывать.
Санечка и Ванечка отошли от кустов и выдохнули в небо, что появился кто-то, кого можно отдать на заклание энергичным экскурсантам. Я стряхнула с себя исторический морок.
И мы бодро пошли осматривать святую обитель, а за нами на безопасном расстоянии поплелись хранители списков ...
Ах да! В Николо-Перервинском монастыре случилась эта удивительная история!
Почему Перервинский?
Не стоит искать мистических обьяснений об окончании, прерывании чего-то важного.
Здесь всего лишь меняет направление своего течения Москва-река и, резко поворачивая, как бы прерывается.
Кстати, через Москва-реку из Николо-Перервинского монастыря прекрасно видно Коломенское. И есть легенда, что они соединены подземным ходом, которым весьма активно пользовались русские цари по разным государственным делам особой важности.
Вполне возможно, что это и не фантазии. В алтаре Казанского храма в Коломенском археолог Стеллецкий действительно обнаружил два подземных хода, ведущих по направлению к Перерве. Но в 30х годах XX века изучение этой темы было остановлено.
Но я вот что прямо затрудняюсь себе представить.
Какого уровня нужен полет инженерной мысли , чтобы
в 16 веке прорыть подземный ход под Москвой-рекой? Человечество ведь только-только придумало ножницы, зернистый порох и нарисовало карту мира.
Хотя... если задание специалисту ставит сам Иоанн Васильевич Грозный, то вполне возможно, что какие-нибудь эффективные холопы и смогли прорыть тот ход. За пару пряников и шубу с царского плеча.
Но вернемся от пряников к историческим фактам.
По преданию монастырь был основан во времена Куликовской битвы. Может так, а может иначе, но никаких документов об этом факте не сохранилось.
Высшие должностные лица церкви любили здесь бывать. И это неудивительно.
Монастырь непостижимым образом вырван из моря житейской суеты. И даже сейчас в 21 веке, теснимый со всех сторон шумной Москвой, он как бы плывёт среди моря зелени и спокойствия. Поэтому естественно, что первые лица могли здесь с удовольствим отдохнуть и отвлечься от неусыпных забот о духовности граждан.
А еще диссиденты от большой политики сделали этот монастырь своим надежным убежищем.
Правда, удивительное сходство причин изгнания как-то заставляет задуматься.
Сначала сюда удалился в 1568 году митрополит Филипп, который выступал против Ивана Грозного. Выступал так активно, что отказал царю в благословении и обвинил в душегубстве невинных людей.
Правда, тут он прожил недолго, потому что был выслан в Тверь и казнен по поручению Малюты Скуратова.
Спустя сто пятьдесят лет
история в точности повторилась.
Сюда уехал, не найдя взаимопонимания с Петром Первым, традиционалист патриарх Адриан, который был горячим приверженцем русской старины и истинной веры.
Патриарх, выражая свою протестную позицию, пришел с иконой в руках в тюрьму, где Петр допрашивал с особым пристрастием стрельцов, взывая к милосердию и совести императора. Разгневанный царь выгнал его. И тогда Адриан уехал. Сюда - в тишину Николо-Перервинского монастыря.
Бог знает, о чем Адриан и Филипп тут думали, о чем переживали. Очевидно, о России. Интересно, догадывались они или нет, что переживать не стоит. Наша страна всегда возьмет от всего случающегося с ней самое лучшее для себя, и всё равно пойдет только своим уникальным путём.
Впрочем, это нормальная для России история: все правы, все ее любят и все бесконечно несчастны...
Но куда следует уезжать приличным диссидентам самого высшего уровня, вы теперь знаете. Иначе это и не диссидент, а самозванец какой-то.
Всё это рассказывал тонкий как наброски юных святых на полотнах Нестерова семинарист Алёшенька, приведя нас на высокий обрыв над Москва-рекой, с которого забавно игрушечным и как будто вынырнувшим из старины далёкой казалось раскинувшееся внизу монастырское хозяйство с крепкими теплицами, аккуратными огородами и задумчивыми козами.
Мы медитировали на панельные высотки за рекой и уносились мыслями в мир Достоевского, Лескова и Шмелёва, описывавших русские монастыри так, что в них немедленно хотелось уйти. Причем сразу во все, включая раскольничьи скиты.
В это время Санечка, которому мы, очевидно, казались чрезвычайно тупыми и неразвитыми личностями, рассказывал кто были эти люди: Иван Грозный и Петр Первый.
Спасибо ему, конечно, за вовлеченность в тему, но почему-то очень хотелось немедленно улететь от него с того холма... ну, или чтобы он куда-нибудь улетел.
Продолжение будет!
P.S. Если вам уже интересно, что я тут рассказываю, то практические советы как все это увидеть дешевле, спокойнее и интереснее, я напишу в конце репортажа.
* х/ф "Иван Васильевич меняет профессию" Л. Гайдай
** Данное произведение является художественным, любое сходство с реальными людьми и событиями-случайно