В Пушкине уже 10 работает детский интерактивный театр «Сказки Пушкина», единственный в городе, для детей от 3 до 7 лет. 12 июля представители комитета по контролю за имуществом (ККИ) пришли в театр с грузчиками и попросили освободить государственное помещение — его занимают незаконно. Как так вышло, исследовал «СДП».
Причина визита ККИ — отсутствие действующего договора аренды. Договор у ООО «Лебедев и партнеры», малого предприятия, которое арендует здание на Пушкинской улице, 9 в городе Пушкине у комитета имущественных отношений (КИО) площадью 192 м2 (маленький флигель, памятник федерального значения) был заключен по преференции в 2013 году на пять лет. Театр открылся в 2014 году и почти пять лет театр работал, все было в порядке, но когда компания-арендатор попыталась в 2018 году договор продлить, то получила отказ — возражал ФАС, который на такие договоры без конкурса уполномочен давать разрешения.
Наталия Лебедева, учредитель и генеральный директор ООО «Лебедев и партнеры», пыталась продлить договор аренды, обращая внимание чиновников на важность театра, как культурного и социального объекта, и неоднократно обращалась в КИО, потом, в 2020 году, началась пандемия ковида, и так предпринимательница оказалась фактическим пользователем помещения.
- Тем не менее арендная плата регулярно оплачивалась, театр работал и радовал малышей Пушкина, Павловска и всех окрестных поселков — их родителям не нужно было специально ездить в город, чтобы показать детям театр.
Наталия Лебедева инвестировала в создание театра 2 млн рублей — это ремонт и, собственно, оборудование театра, его декорации, оформление зрительного зала.
Сначала Наталия Лебедева хотела открыть в Пушкине детский досуговый центр — она в то время жила в Пушкине и у нее двое детей, в то время как раз подходящего возраста. Но потом, изучив рынок, как опытная менеджер (в то время Наталия работала директором по развитию в сети «Булочные Ф. Вольчека»), предпринимательница поняла, что детских досуговых центров много, а детских театров, причем, интерактивных, нет.
Театр детский, интерактивный
«Поняла, что надо сделать другое, — рассказывает Наталия Лебедева, — так в 2014 году появился театр «Сказки Пушкина» для зрительского сегмента от 3 до 7 лет. «Когда дети старше, их ведут в ТЮЗ, другие театры», — говорит предпринимательница. Театр интерактивный потому, что во время спектаклей ребенок сам участвует в них, например, на сцене стоит печка и ребенок во время спектакля влезает в печку и вылезает, например, «в лес». «Если Маша варит кашу, то детям дают ее пробовать», — рассказывает Наталия Лебедева. В театре 40 мест.
Актеров ООО привлекает по договору, с опытом работы в детских спектаклях.
Когда пришло время продлить договор аренды, Наталия Лебедева не представляла, что будут проблемы. Несколько раз она получала ответы из КИО, похожие на отписки. «Договор закончился, и КИО снял обременения, то есть вывел его из Росреестра, и вот в 2021 году к нам пришел ККИ, который мониторит такие объекты с оконченным договором — есть нарушение, ведь договора нет. Но тогда ККИ остановил введенный мораторий на проверки», — говорит предпринимательница.
«Стандартный порядок — конечно, торги, — продолжает свой рассказ Наталия Лебедева, — но торги меня не интересовали». Все знают, что там будущие арендаторы могут столкнуться со спекулянтами, которые приходят к будущему участнику торгов и предлагают ему договориться о снятии заявки, иначе цена на объект будет повышаться непрерывно.
Но объект на торги так и не был вынесен.
«Моя цель — преференция. Я подаю пакет. И вот мне отказывают с обоснованием — «на ваш объект подана еще заявка на преференцию», — говорит Лебедева. Это была заявка на заведение общепита.
Наталия собрала пакет документов, но решение по зданию не выносят, передают в ФАС. Далее — ФАС отказывает.
Потом вступил в силу мораторий в связи с ковидом. «У меня прав нет, я фактический пользователь, — вспоминает Наталия, — Преференцию не дают. И несмотря на то, что документы в процессе, включился ККИ».
Грузчики пришли
В прошлую пятницу, 12 июля, в театр пришли представители ККИ с грузчиками. Сейчас в здании действует детский театральный лагерь. Грузчиков ККИ помогло остановить то, что документ, с которым на руках прибыл ККИ, это заявка на выселение от января 2021 года, а у нее срок действия — 3 года. Заранее, кстати, говорит Наталия Лебедева, театр о выселении не предупреждали.
Наталия Лебедева направила обращение в КИО, в приемную губернатору Петербурга, в ККИ, администрацию района.
- «Пакет документов на аренду помещения по преференции — в целях развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей — подан, — говорит она. — Но ККИ настаивает — выезжайте, у вас есть две недели или ваше имущество — декорации и прочее отправится на спецсклад».
Если бы театр стал сетевым
Когда-то Наталия Лебедева хотела сделать такой детский театр сетевым и присматривала помещения в других районах, в том числе, в Колпино. Также подала заявку на аренду по преференции, но получила от ФАС согласование — аренда возможна всего на год. «И кому нужна аренда на год, — спрашивает Наталия. — Если ремонт помещения требует три миллиона».
- А хотелось бы, чтобы такой театр стал действительно сетевым и появился в каждом районе Петербурга — живая сказка для малышей. Особенно, в отдаленных от центра пригородах, говорят родители маленьких петербуржцев.
Все, что связано с городской арендой, Наталия Лебедева знает не понаслышке, как в недалеком прошлом директор, отвечающая за открытия новых точек в сети булочных Филиппа Вольчека, и много раз слышала от коллег, что не надо с городом связываться. Но все-таки надежда у нее сохраняется. Ведь театр посетило более 30 000 детей и родителей, в том числе дети-инвалиды и воспитанники интернатов и детских домов. В группе ВКонтакте театра более 8000 подписчиков.
«СДП» направил запрос в КИО.
Похожая история
Не так давно в Петербурге была похожая история с мебельной фабрикой «Астра» из Красного села предпринимательницы Алены Дориной. На фабрике работают инвалиды и пенсионеры. Алена также арендовала помещение у частного собственника и аренда закончилась. Она нашла подходящее городское помещение для переезда фабрики, и попыталась его получить по преференции. Ей отказали и на торги, в которых она была готова участвовать, помещение не выставляли. Наконец, после вмешательства главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, бизнес-омбудсмена Петербурга в то время Александра Абросимова и нашего издания, Алена Дорина получила фабрику, правда, пройдя серию очередных трудностей в течение одного года и трех месяцев. Материал об этом можно прочитать здесь.
И, добавляет Алена Дорина, даже ремонт не смогли на будущей фабрике начать до сих пор — столько бюрократических проволочек.