6 августа (25 июля) 1856 года родился Аполлинарий Михайлович Васнецов — академик, художник-пейзажист, график и театральный декоратор, младший брат живописца Виктора Васнецова.
Сын потомственного православного священника Михаила Васильевича Васнецова, происходившего из древнего вятского рода Васнецовых, и его жены Аполлинарии Ивановны вырос в многодетной семье в селе Рябово Вятской губернии. Считается, что именно отец привил детям любовь к природе:
«Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды... Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу», — писал Васнецов.
В 13 лет Аполлинарий остался круглым сиротой, и в этот момент главным его наставником стал старший брат Виктор, уже учившийся в петербургской Академии художеств. В 1872 году Аполлинарий по настоянию Виктора переезжает в Санкт-Петербург. Там он, не получивший систематического художественного образования, брал уроки живописи у брата, а также таких мастеров как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов.
В 1875 году Васнецов, увлеченный идеями народничества, сдает экзамен на звание народного учителя и уезжает работать в деревню. Возвращение в Москву случилось через три года — с тех пор Аполлинарий полностью посвятил себя живописи.
Творческая атмосфера Абрамцева и общение с мастерами-художниками оказали неоценимое влияние на Васнецова. С 1883 года он принимает участие в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, много путешествует, пишет пейзажи. В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств.
Но особую известность Аполлинарий Васнецов получил благодаря художественным историческим реконструкциям облика древней Москвы. Многочисленные картины, акварели и рисунки Васнецов выполнял на основе тщательного изучения источников — археологических и документальных.
«Я был поражен видом Москвы» — вспоминал художник, — «Конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами, соборами. Но едва ли не главной причиной было то, что я люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их».
Созданию каждого произведения предшествовала кропотливая работа по изучению летописей, записок иностранных путешественников, планов города XVI–XVII веков. Он тесно сотрудничал с известными историками — В. О. Ключевским и И. Е. Забелиным.
Работы Васнецова позволяют проследить всю градостроительную историю древней столицы начиная с XII века, со времени Юрия Долгорукого. Живописные и графические произведения документально точно и вместе с тем образно воссоздают облик города в разные периоды его сложной и многогранной истории. Самой любимой исторической эпохой для Васнецова был XVII век. Наглядное свидетельство этого — картина «Москва. На торгу в XVII веке» из собрания ГИМ. Здесь главное внимание художник уделил не древним архитектурным памятникам, а сценам повседневной народной жизни города, написанным необычайно убедительно и ярко.
Васнецов и сам был прекрасным знатоком истории Москвы: в 1901 году он был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества, а впоследствии возглавил комиссию по изучению старой Москвы, созданную в 1909 году, и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.