Когда мы “отключаем свой разум, расслабляемся и плывем” назад, в конец 1960-х, наша мысленная временная шкала наполняется яркими цветами и звуками. Хотя многие деятели культуры представляют эту оптимистичную эпоху, как великолепие созданной музыки, я всегда представляю себе смелое оформление альбома, которое Beatles создали для своей квинтэссенции психоделического рока - альбом Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band. Действительно, "Битлз" - крупнейшая группа всех времен и народов и ведущие сторонники психоделического рока и моя последняя статья только подтвердила этот факт как данность. Но они ли основали это психоделическое движение в роке?
В зависимости от того, кого вы спрашиваете, появление психоделического рока приписывается разным музыкантам. Я уже как-то об этом писал, но повторюсь (без примеров). По некоторым определениям, сингл The Byrds "Eight Miles High", выпущенный в марте 1966 года, был первой песней в стиле психоделический рок. Другие восходят к жанру, появившемуся двумя месяцами ранее, - "You're Gonna Miss Me", дебютному синглу техасской группы The 13th Floor Elevators. Это обоснованные предположения, но разве эти группы не были вдохновлены творчеством Beatles всех предшествующих лет? Альбом Beatles "Rubber Soul" 1965 года показал как The Byrds, так и The 13th Floor Elevators путь, по которому пойдет музыка в дальнейшем. Альбом стал революционной работой в дискографии группы, поскольку он был посвящен разным течениям рока, о которых еще никто не говорил, и которые позже подняли волну психоделического рока. В частности, многие музыковеды считают "Norwegian Wood (This Bird Has Flown)" самой первой песней в стиле психоделический рок. Однако Боб Дилан утверждал, что Джон Леннон в этой песне перенял его стиль.
Каким бы ни было наше мнение, невозможно игнорировать вклад "Битлз" в формирование психоделического рока. Когда поджанр достиг своего пика в 1967 и 68 годах, десятки артистов по всему Западному полушарию пошли по стопам Великолепной четверки, используя восточные и оркестровые инструменты, а также прогрессивные методы продюсирования и записи для повышения уровня своей музыки. Ниже просто перечислю пять наиболее значимых психоделических песен Beatles, которые особенно повлияли на развитие жанра. Не от лучшего к худшему, а просто пять. Вы можете добавить свои любые песни Битлз и будете правы.
‘Tomorrow Never Knows’
“Отключите свой разум / расслабьтесь и плывите по течению / Это не смерть”, - написал Джон Леннон в начале своего первого по-настоящему психоделического шедевра. В 1965 году в Rubber Soul появились нотки психоделического рока, но первой песней Beatles в стиле психоделического рока стал альбом Revolver, выпущенный в следующем году. В то время как другие песни на альбоме меньше известны и трансцендентны, этот инновационный альбом произвел революцию в рок-музыке. В песне использованы тамбура и ситар в индийском стиле, а также некоторые ультрасовременные эффекты магнитофонной записи. Если этого было недостаточно, чтобы заслужить место этой песни в этом списке, то в тексте Леннон черпал вдохновение из своего недавнего личного опыта общения с ЛСД и знаменитой книги 1964 года "Психоделический опыт: руководство", основанной на Тибетской книге мертвых (The Psychedelic Experience: A Manual Based on the Tibetan Book of the Dead).
‘Lucy in the Sky With Diamonds’
"Битлз" были удивительно откровенны в отношении своего употребления ЛСД в эпоху, когда подобные выходки отталкивали значительную часть западной аудитории. Хотя Леннон и признавал наличие кислотных отсылок в "Tomorrow Never Knows", он всегда категорически отрицал, что в заглавном припеве "Lucy in the Sky With Diamonds" упоминается ЛСД. “Это никогда не было связано с ЛСД, и никто мне не верит”, - сказал Леннон во время своего телевизионного интервью Дику Каветту. Поклонники с сомнением относятся к заявлению Леннона, потому что песня наполнена причудливыми, сказочными образами и содержит строчку “Девушка с калейдоскопическими глазами”. Леннон настаивал на том, что на создание песни его вдохновил рисунок, который однажды подарил ему его сын Джулиан, изображающий девушку по имени Люси, летящую по небу в окружении бриллиантов. В любом случае, с тех пор песня стала одним из самых известных гимнов ЛСД эпохи хиппи.
‘Strawberry Fields Forever’
‘Strawberry Fields Forever’, еще одна песня, которую в первую очередь приписывают Леннону, вышла синглом в феврале 1967 года. К этому моменту волна психоделического рока была в самом разгаре, и такие исполнители, как Джими Хендрикс и Эрик Клэптон, были готовы заявить о себе. В этой прекрасной песне Леннон возвращается в место своего детства, где он поет “Nothing is real”. В инструментальном плане в ней использованы меллотрон Маккартни и великолепная оркестровка Джорджа Мартина. Beatles и Beach Boys находились в дружеском соперничестве на протяжении всей психоделической эры. Леннон и Маккартни считали Pet Sounds серьезной "угрозой" в их борьбе за первые места в чартах, но Брайан Уилсон, казалось, сдался с выходом "Strawberry Fields Forever" в 1967 году.
“Я принял одну из этих таблеток, успокаивающих, и был по-настоящему расслаблен, а когда по радио зазвучала ”Strawberry Fields", я полностью погрузился в нее", - вспоминал однажды Уилсон. “Мне пришлось съехать на своей машине на обочину и остановиться, и я сказал тогда себе: ”Я никогда в жизни не слышал ничего подобного".
A Day in the Life’
"A Day in the Life", поставленная в конец альбома Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club, является не только одной из лучших песен психоделической эпохи Beatles, но и серьезным конкурентом за звание лучшей песни в целом в их репертуаре, хотя, как мы убедились, это безнадежное занятии выбирать у Битлз лучшие песни. Трек продолжительностью в пять с половиной минут - это чудо композиции, созданное с использованием авторских идей Леннона и Маккартни, которые идеально передают нюансы их ассоциативных стилей. Каждый в своей части песни, включая вступительную главу. Леннон использует газетные статьи, чтобы вдохновить свое сбивающее с толку повествование о поколении битников. Некоторые утверждали, что его фраза “I'd love to turn you on” была отсылкой к наркотикам, что привело к запрету песни в эфире Би-би-си. После знаменитого оркестрового крещендо часть, написанная Маккартни, звучит заметно оптимистичнее и энергичнее, в ней он как бы вспоминает свой распорядок дня в молодости. И в целом получилась песня-размышление и одновременно песня-зарисовка о молодом человеке конца 60-х годов.
‘I Am the Walrus’
Если консервативные поклонники Beatles были немного не уверены в ранних психоделических размышлениях группы, то, когда они услышали текст песни "I Am the Walrus", они, возможно, потребовали бы, чтобы Леннона исключили из группы. Хотя текст песни в основном символичен, Леннон признался, что написал ее намеренно, чтобы сбить с толку своих слушателей. В конце концов, разве не в этом суть психоделии? Несмотря на то, что текст песни был несколько ироничным, Beatles и продюсер Джордж Мартин не стали прибегать к полумерам. "I Am the Walrus" - еще один композиционный шедевр, включающий вокал на двух дорожках, нетрадиционные последовательности аккордов, струнную оркестровку и магнитофонные записи с трансляции "Короля Лира" Уильяма Шекспира на радио Би-би-Си.
Это, конечно, не все примеры психоделических песен Битлз, которые в большОй степени повлияли на это течение во всей музыке и показали путь, по которому пойдет музыка впоследствии.
==========
И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке