HR-специалист рассказывает, как составить хорошее резюме, как одеваться на собеседование, как говорить о своих недостатках и просить повышение заработной платы.
Как сделать хорошее резюме?
Часто слышу, что нужно брать какой-то нестандартный шаблон, которого нигде нет.
Я считаю, что не обязательно это делать. Можно взять старый добрый Headhunter, где есть базовый шаблон. Он отличный, потому что там есть все необходимое. Не нужно в резюме записывать вообще весь опыт. То есть, если вы работали до этого консультантом в магазине одежды, ищите работу дизайнера, то, очевидно, данный опыт можно убрать. Я помню, у меня была кандидатка, у которой в резюме был сертификат «Мисс Университет» какой-то там год, и это прекрасно, потому что она не то чтобы недавно выпустилась из университета, это было там лет 15 назад, и вряд ли это, опять же, станет конкурентным преимуществом.
Ты видишь, когда врут в резюме или на собеседовании?
— У меня прям нет такой цели проверить, да, я доверяю людям в целом. Но когда ты спрашиваешь про опыт, про проекты, про процессы, ты понимаешь, врет человек или нет.
Откликался кандидат, и в сопроводительном письме он писал, у меня есть письмо от генерального директора крупной компании, и там вот липовая подпись в формате типа «Я подтверждаю, что сотрудник работал в моей компании и достиг нереальных высот». Это выглядело слишком иронично.
Лучше не врать, потому что вранье, оно вскрывается. У меня был один раз, когда откликнулся мой прошлый сотрудник. Когда я работала в рекламном агентстве, у меня был стажер, и в своем портфолио он просто взял мой проект, засунул его в свое портфолио и сказал, что это сделал он, на что я смотрю отклик и думаю, серьезно?
Так что будьте внимательны, вас могут вскрыть, особенно если это какая-то история про крупные проекты, потому что даже если не рекрутер, то руководитель, скорее всего, знает рынок и знает, кто этот проект на самом деле делал.
Какие неловкие ситуации бывают на собеседовании?
Один раз я собеседовала девушку по зуму. И все шло хорошо. Она рассказывала про свой опыт. И в какой-то момент на заднем фоне начинает проходить ее отец в трусах, чтобы открыть окно. И она, видимо, так растерялась, что она не поняла, что можно просто закрыть ноутбук или закрыть камеру пальцем. Она начинает руками закрывать и говорит: «Папа, не сейчас!». Она распереживалась, я тоже распереживалась, потому что мне хочется ее поддержать.
Я вижу, как ей неловко… но как-то мы договорили. Но это было мило, мне правда было ее очень жаль, что она в такую ситуацию попала.
Как подготовиться к собеседованию?
Нужно кратко сформулировать свою самопрезентацию, подсветить релевантный опыт, опять же, именно для этой вакансии. Обязательно проговорите свои достижения, то есть условно каких-то три классных кейса, которые вы сделали на прошлых местах работы.
И советую вспомнить про парочку факапов, то есть про ваши провалы профессиональные. Скорее всего, на интервью рекрутер вас будет спрашивать по методике STAR, что это такое. Вам нужно описать какую-то проблемную ситуацию, цель, которую нужно было сделать или задачу, которую нужно было выполнить, действия, которые вы предпринимали для достижения этой цели и результат.
Иногда вас могут спросить, если это какой-то провал профессиональный, что вы из этого провала вынесли и как вы полученное знание применяете в новом опыте. Ваша цель не произвести впечатление идеального человека, который никогда не ошибается и всегда делает все четко, в сроке и просто идеально. Не надо. Если вы понимаете, что вы волнуетесь, скажите о том, что вы волнуетесь. Я всегда стараюсь при первом общении как-то расслабить кандидата.
То есть я показываю, что я вообще как бы шутница, у меня тоже бывают факапы. Все, расслабься. Была вакансия, на которой нужно было собеседовать стендап комиков. Был кандидат, с которым мы пообщались, я ему дала тестовое задание, и мы на этом распрощались, и он должен был его сделать. Совершенно случайно оказываюсь в одном стендап-клубе, и вижу, что выходит мой кандидат. Довольно много материться.
В три часа ночи он мне пишет: “А это ты сидела в первом ряду?”, - Я пишу: “да.” Он пишет, если что, я в жизни так не матерюсь. Я написала, а я матерюсь. Моя задача — раскрыть тебя и посмотреть, насколько ты классно зайдешь в команду, в которую я ищу сотрудника. Если вы какая-то стервочка, то показывайте стервочку. Возможно, на этой позиции нужна какая-то очень пробивная личность, которая будет всех строить.
И, наоборот, это будет классно. Если вы довольно тихий, может быть, где-то закрытый человек, то не нужно из себя выдавливать «Ой, шутки какие-то, я экстраверт, я вообще постоянно общаюсь, у меня куча друзей…» может быть, там вся команда такая, типа очень сдержанные ребята, которые… Я вот тут попил чаю, вот в выходные я почитала книжку, и, наоборот, вы в нее вольетесь лучше всего.
Как одеваться на собеседование?
У меня была кандидатка, которая пришла в мини-юбке. У нее были потрясающе длинные, загорелые ноги, которые блестели, шпилька очень высокая. И когда она проходила по коридору, сотрудники нашей компании смотрят и такие, оу, что это такое? Выбирайте что-то либо нейтральное, если вы не знаете худи или костюм, можно одеться смарт-кежел. Это всегда будет выглядеть прикольно и уместно.
Чего нельзя говорить рекрутеру?
Не нужно оскорблять своих бывших коллег и говорить, что вы ушли, а там были все бездарные, и вы единственные, кто там что-то делал. Этого не нужно, потому что я сразу буду думать, что, возможно, про меня скажут точно так же, когда человек будет увольняться.
Есть ли черный список кандидатов?
Черного списка нет, потому что рекрутеры не хотят себе сужать поле поиска. У больших компаний есть какая-то своя база собственная.
То есть сотрудник откликается, он дает согласие на сохранение своего резюме, и оно хранится у рекрутера в базе. То есть я могу посмотреть, например, не только его резюме, но даже историю, как его собеседовали. И если вы как-то нахамили команде или сделали еще что-то из ряда вон выходящее, то, скорее всего, об этом напишут. И несмотря на то, что это не стоп-фактор для найма, к вам будет какое-то настороженное отношение.
Стоит ли «приукрашивать» на собеседование?
Некоторые кандидаты бывают слишком честные, и они такие, ну вот знаете, я не могу 8 часов работать, я вот 2 часика посплю, а потом как бы начинаю работать. Надо как-то скрашивать. Скажи на эйчарном, что ты ленивый, но умеешь приоритизировать задачи.
Эйчар, дословно и по-русски, это человеческий ресурс. То есть мы отвечаем за людей, за их комфортную жизнь в компании.
Где кандидатам искать работу?
Важно всегда иметь резюме на популярных сайтах. Тот же Headhunter. Какие-то социальные сети для профессиональных целей. Если вы в какой-то творческой сфере работаете, то мне кажется, здесь важно следить вообще за вашими примерами для подражания. То есть, это могут быть какие-то руководители больших сервисов, у которых наверняка есть Инстаграм, Телеграм, Фейсбук. Смотрите там. Часто ребята выкладывают вакансии.
Что нужно писать в сопроводительном письме?
Вы смотрите на вакансию, и подбиваете сопроводительное письмо и резюме под данную конкретную вакансию. Вы смотрите требования и буквально в своем сопроводительном письме пишете, вам нужен такой-то опыт. У меня есть такой опыт. В течение трех лет я занимался данным проектом и вот каких целей достиг. То есть вы упрощаете работу, и рекрутер сразу видет — о, человек абсолютно релевантный, с ним я точно собеседуюсь.
Много писем формата «Ой, мечтаю работать в вашей компании, так мне нравится, вообще такая большая, такая крутая, хочу много денег зарабатывать». Вряд ли это станет вашим конкурентным преимуществом. Но если вы подсветите, что, например, вы следите активно за продуктом данной компании, то это действительно располагает, ты понимаешь, что кандидат заинтересован именно в вас.
Что отвечать на вопрос про слабые и сильные стороны?
Если мы говорим про сильные стороны, опять же, поймите, что важно для данной вакансии. Если там нужен какой-то человек, от которого нужна инициатива, от которого ждут новых предложений, идей, скажите об этом, если это действительно вам соответствует. Если вы говорите про слабые стороны, можно сказать довольно честно, но при этом подсветите, что вы работаете над ними.
То есть, например, достаточно много людей не укладываются в сроки, не успевают к дедлайнам. Скажите, что вы эту проблему решаете с помощью очень подробного календаря, что у вас всегда все отмечено, помечено, когда вам нужно сдать и что вам нужно сдать.
Бывает смешно, когда к тебе приходит младший сотрудник, и начинает про недостатки говорить: «Знаете, у меня синдром самозванца». А у него как бы год опыта, причем в какой-то очень маленькой компании, на маленьком проекте, где он выполнял, ну, исключительно исполнительную функцию. И он говорит: «Да, вот у меня синдром самозванца, все-таки я чувствую, что это мне очень сильно мешает.» А у человека нет синдрома самозванца, просто мало опыта.
Часто это выглядит как будто бы я идеальный, я… Возьмите меня скорее.
Кем вы себя видите через 5 лет?
Я не задаю этот вопрос, потому что я не знаю, что я буду делать через 5 лет. Обычно горизонт планирования — это год. Особенно в наше время очень сложно предположить что-то больше, чем на год вперед. Поэтому рассказывайте про свои планы. Если вы, например, хотите просто расти как специалист, скажите об этом.
Если вы хотите поменять область, то, может быть, стоит это подсветить. Или, например, вы хотите управлять командой, и для этого вам нужно начать с каких-то младших сотрудников, с их обучения. И тогда тоже стоит сказать об этом.
Как ты относишься к опозданиям на собеседование?
Отношусь в целом нормально. Понимаю, что у людей может быть своя работа, свои рабочие созвоны, которые могли задержаться. Но я считаю, что правильно предупредить об этом. Если ты пришел, не предупредив, опоздал минут на семь, такой заспанный, и говоришь, ой, простите, у меня был созвон, ну как бы вряд ли я поверю. Человек явно спал.
Какой финальный этап собеседования?
На этапе финала мы обычно приглашаем кандидата в офис. Цель — расположить его к себе. То есть показать, какая у нас классная команда, какой у нас классный офис.
Мне очень тяжело, особенно когда какой-то классный кандидат, но по каким-то объективным причинам (недостаточно опыта или есть кандидат с более подходящим опытом). В этих ситуациях сложно отказывать. Я стараюсь созваниваться, рассказать полностью ситуацию, стараюсь порекомендовать кандидата в другие команды.
У меня была ситуация в начале моей карьеры, когда я отказывала девушке, она расплакалась. И я понимаю, что не мой отказ стал причиной её слёз, а скорее какой-то накопительный эффект, вот эта последняя капля, когда тебе отказывают по вакансии. Это прям было неожиданно и довольно стрессово для меня.
Как просить повышения?
Не нужно приходить к руководителю и говорить «Ой, знаете, у меня тут ребенок родился, мне вообще нужно больше денег». Это не причина повышать вас. Вам нужно подготовить список достижений, которые либо вы уже сделали, либо которые вы планируете сделать, и по достижению данных целей вам повысят зарплату, повысят должность. Если вы хотите сменить место работы из-за зарплаты - для начала нужно понять, почему вы хотите уволиться, что вам на нынешнем месте работы не нравится.
Потому что, возможно, если вы просто об этом скажете своему руководителю, то он сможет эту проблему решить. Не нужно уходить, типа «всё, пока», никого не предупредив. Скажите о том, что вас что-то не устраивает, и вы выйдете на рынок. То есть к этому довольно спокойно, мне кажется, могут отнестись.
Сколько зарабатывает HR?
Очень сложно назвать. Можно зарабатывать 50 тысяч, а можно 500. Зависит от количества и уровня твоих вакансий.
С каким знаменитым персонажем ты бы хотела провести собеседование?
В корпорации монстров. Майкл Вазовский. Первый персонаж. Майкл Скотт из сериала «Офис» — лучший руководитель.
Что в работе главное?
В моей работе, мне кажется, важна, правда, любовь к людям, быть открытой и интерес к узнаванию людей. У меня есть эта черта. Я люблю собирать разных персонажей, и мне нравится, когда я встречаю какого-то нового покемона.
И ты пытаешься понять, какие у него характеристики, суперсилы, слабые стороны. Вот это здорово.
- Расшифровка выполнена с помощью сервиса транскрибации аудиозаписей и видеозаписей в текст Speech2text.