Найти тему
ВСМЫСЛЕ

ПУТЬ ГЕРОЯ

Тема пути является базовой для всех сказок, мифов, романов, фильмов, мультфильмов и т.д. Это основа любого сюжета - так называемый Путь героя. Данный алгоритм хорошо описан в работе В. Проппа «Исторические корни волшебных сказок» и Дж. Кэмпбелла «Тысячеликий герой». Можно сказать, что все современные произведения и фильмы - это продукт работы с данными исследовательскими трудами.

«Я пересказываю старый миф на новый лад. Каждое общество знает этот миф и пересказывает его по-своему, в зависимости от среды, в которой он живет. Идея всюду одна и та же. Разница лишь в том, как она адаптирована.» Джордж Лукас режессер «Звездных Войн».

Каждый «уважающий» себя сценарист обязан знать основы мифологии и психоанализа, именно поэтому самый известный голливудский сценарист Кристофер Воглер по структуре работы Дж. Кэмпбелла по исследованию мифов создал руководство для сценаристов «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино» и «Секреты создания структуры и персонажей в сценарии». Этот человек, на минуточку, был консультантом таких фильмов как «Властелин колец», «Звездные воины», «Гарри Поттер», «Безумный макс» и т.д.

«Не отмахивайся от бабушкиных сказок, ведь. Только в них сберегается знание, забытое теми, кто считал себя мудрым.» «Прелесть сказки заключается в том, что в ней человек полнее всего реализует себя как созидатель. Он не «комментирует жизнь», как любят говорить сегодня; он творит, в меру возможностей, «вторичный мир». Дж. Толкиен автор книг «Хоббит», «Властелин колец».

-2

Одним из ключевых моментов книги «Путешествие писателя» является концепция путешествия героя», она состоит из 8-ми архетипов и 12 стадий сюжетной линии.

Архетипы.

  1. Герой
  2. Наставник
  3. Привратники
  4. Вестник
  5. Оборотень
  6. Тень
  7. Союзник
  8. Плут

Стадии путешествия.

  1. Обыденный мир
  2. Зов к странствиям.
  3. Отвержение зова
  4. Наставник
  5. Преодоление первого порога
  6. Испытание, союзники, враги
  7. Приближение к скрытой пещере
  8. Главное испытание
  9. Награда
  10. Обратный путь
  11. Возрождение
  12. Возвращение с элексиром

-3

Из книги К. Воглера "Путешествие писателя"

У Дж. Кэмпбелла стадии путешествия слегка отличаются, но основной принцип сохраняется:

  1. Призыв к приключениям
  2. Отказ от призыва
  3. Сверхъестественная помощь
  4. Первый рубеж
  5. Чрево кита
  6. Дорога испытаний
  7. Встреча с богиней
  8. Женщина-соблазнительница
  9. Примирение с отцом
  10. Апофеоз
  11. Получение высшего блага
  12. Отказ от возвращения
  13. Волшебный полет
  14. Спасение извне
  15. Рубеж перед возвращением
  16. Хозяин двух миров
  17. Свободная жизнь

У В. Проппа данные стадии выглядят таким образом:

  1. Рождение героя
  2. Жизнь героя в отческом доме
  3. Выход из дома
  4. Дорога
  5. Встреча с провокаторами и помощниками
  6. Обряды инициации
  7. Встреча с открытым злом
  8. Борьба и победа
  9. Дорога домой
  10. Встреча со скрытым злом
  11. Гибель героя
  12. Воскресение героя (мертва, живая вода)
  13. Приход в дом под чужой личиной
  14. Подготовка к борьбе
  15. Борьба и победа
  16. Коронация и свадьба

«При всем многообразии историй по сути речь всегда идет о путешествии. Оставив привычный уютный мир, герой принимает вызов незнакомого внешнего мира» К. Воглер «Путешествие писателя»

-4

В психологии понятие «героя»используется для понимания души-психики человека. Путь героя - это тот путь, который проходит каждый индивидуум в своей жизни, не зря ведь говорят, что каждый является героем своего романа. К.Г. Юнг описал этот путь как процесс индивидуации, в ходе которого человек сталкивается с собственными теневыми аспектами (т.е. с подавленными или непризнанными частями себя), преодолевает их и достигает целостности. Путешествие героя - это метафора развития нашего «Я», т.е. Эго (личности). Это сценарий, наполненный новыми открытиями, встречами, подвигами, но для этого герой должен покинуть дом и отправиться на встречу приключениям, а по итогу найти сокровище и получить награду. Данный архетип лежит в основе каждой личности на уровне коллективного бессознательного и он будет искать форму проявления в жизни до тех пор, пока не найдет. Архетип будет продолжать «выталкивать» героя в путь, пока не будет сделан первый шаг в нужном направлении. Пока герой не окажется на трудной и изменяющейся дороге своего личного путешествия. И тогда в конце пути он найдет сокровище - свою целостную личность (индивидуация по Юнгу).

В мистике и эзотерики можно встретить такую трактовку как «Поток входящих событий, двигающих нас по веткам этих событий». Так вот, это есть тот самый путь героя, если не противиться эти событиям и мудро «переходить с ветки на ветку», то в конце нас ждет награда.

Именно поэтому я так люблю сказки и мифы, прочитав большое количество духовной и эзотерической литературы, я могу сказать, что в основе всех них лежит тот самый ПУТЬ ГЕРОЯ.

«Меня всегда впечатляло, как мы выживаем, благодаря неукротимой храбрости - довольно маленькие люди без шансов на победу в борьбе с джунглями, вулканами, дикими зверями. Но мы продолжаем борьбу, даже не видя пути к победе.» Дж. Толкиен

И именно, поэтому я взяла этот алгоритм за основу своей психологической трансформационной игры. Наше бессознательное разговаривает с нами на языке символов, мифов и сказок, поэтому через сказочные сюжеты можно осознать свое «внутреннее зло» (увидеть тень и хищника), найти союзников и дарителей, волшебные ресурсные предметы, сокровище и своего принца (анимуса). Это одна из разновидностей юнгианского активного воображения, сказкотерапия, которая помогает прояснить душевные странствия.

Конечно, здесь отчетливо виден и алгоритм работы с архетипами Таро, но об этом мы поговорим в другой статье.

«Искусство -важная вещь: оно знаменует времена года души, либо какое-то памятное или трагическое событие в ее странствии. Искусство предназначено не только для себя, оно не только знак, отмечающий собственное понимание. Это еще и карта для тех, кто идет за нами.

Искусство задавать вопросы, искусство сказок, искусство рукоделия - в процессе всего этого что-то создается, и это что-то душа. И всякий раз, когда мы питаем душу, она обязательно подрастает.» Кларисса Пинкола Эстес «Бегущая с волками»