Тема пути является базовой для всех сказок, мифов, романов, фильмов, мультфильмов и т.д. Это основа любого сюжета - так называемый Путь героя. Данный алгоритм хорошо описан в работе В. Проппа «Исторические корни волшебных сказок» и Дж. Кэмпбелла «Тысячеликий герой». Можно сказать, что все современные произведения и фильмы - это продукт работы с данными исследовательскими трудами.
«Я пересказываю старый миф на новый лад. Каждое общество знает этот миф и пересказывает его по-своему, в зависимости от среды, в которой он живет. Идея всюду одна и та же. Разница лишь в том, как она адаптирована.» Джордж Лукас режессер «Звездных Войн».
Каждый «уважающий» себя сценарист обязан знать основы мифологии и психоанализа, именно поэтому самый известный голливудский сценарист Кристофер Воглер по структуре работы Дж. Кэмпбелла по исследованию мифов создал руководство для сценаристов «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино» и «Секреты создания структуры и персонажей в сценарии». Этот человек, на минуточку, был консультантом таких фильмов как «Властелин колец», «Звездные воины», «Гарри Поттер», «Безумный макс» и т.д.
«Не отмахивайся от бабушкиных сказок, ведь. Только в них сберегается знание, забытое теми, кто считал себя мудрым.» «Прелесть сказки заключается в том, что в ней человек полнее всего реализует себя как созидатель. Он не «комментирует жизнь», как любят говорить сегодня; он творит, в меру возможностей, «вторичный мир». Дж. Толкиен автор книг «Хоббит», «Властелин колец».
Одним из ключевых моментов книги «Путешествие писателя» является концепция путешествия героя», она состоит из 8-ми архетипов и 12 стадий сюжетной линии.
Архетипы.
- Герой
- Наставник
- Привратники
- Вестник
- Оборотень
- Тень
- Союзник
- Плут
Стадии путешествия.
- Обыденный мир
- Зов к странствиям.
- Отвержение зова
- Наставник
- Преодоление первого порога
- Испытание, союзники, враги
- Приближение к скрытой пещере
- Главное испытание
- Награда
- Обратный путь
- Возрождение
- Возвращение с элексиром
Из книги К. Воглера "Путешествие писателя"
У Дж. Кэмпбелла стадии путешествия слегка отличаются, но основной принцип сохраняется:
- Призыв к приключениям
- Отказ от призыва
- Сверхъестественная помощь
- Первый рубеж
- Чрево кита
- Дорога испытаний
- Встреча с богиней
- Женщина-соблазнительница
- Примирение с отцом
- Апофеоз
- Получение высшего блага
- Отказ от возвращения
- Волшебный полет
- Спасение извне
- Рубеж перед возвращением
- Хозяин двух миров
- Свободная жизнь
У В. Проппа данные стадии выглядят таким образом:
- Рождение героя
- Жизнь героя в отческом доме
- Выход из дома
- Дорога
- Встреча с провокаторами и помощниками
- Обряды инициации
- Встреча с открытым злом
- Борьба и победа
- Дорога домой
- Встреча со скрытым злом
- Гибель героя
- Воскресение героя (мертва, живая вода)
- Приход в дом под чужой личиной
- Подготовка к борьбе
- Борьба и победа
- Коронация и свадьба
«При всем многообразии историй по сути речь всегда идет о путешествии. Оставив привычный уютный мир, герой принимает вызов незнакомого внешнего мира» К. Воглер «Путешествие писателя»
В психологии понятие «героя»используется для понимания души-психики человека. Путь героя - это тот путь, который проходит каждый индивидуум в своей жизни, не зря ведь говорят, что каждый является героем своего романа. К.Г. Юнг описал этот путь как процесс индивидуации, в ходе которого человек сталкивается с собственными теневыми аспектами (т.е. с подавленными или непризнанными частями себя), преодолевает их и достигает целостности. Путешествие героя - это метафора развития нашего «Я», т.е. Эго (личности). Это сценарий, наполненный новыми открытиями, встречами, подвигами, но для этого герой должен покинуть дом и отправиться на встречу приключениям, а по итогу найти сокровище и получить награду. Данный архетип лежит в основе каждой личности на уровне коллективного бессознательного и он будет искать форму проявления в жизни до тех пор, пока не найдет. Архетип будет продолжать «выталкивать» героя в путь, пока не будет сделан первый шаг в нужном направлении. Пока герой не окажется на трудной и изменяющейся дороге своего личного путешествия. И тогда в конце пути он найдет сокровище - свою целостную личность (индивидуация по Юнгу).
В мистике и эзотерики можно встретить такую трактовку как «Поток входящих событий, двигающих нас по веткам этих событий». Так вот, это есть тот самый путь героя, если не противиться эти событиям и мудро «переходить с ветки на ветку», то в конце нас ждет награда.
Именно поэтому я так люблю сказки и мифы, прочитав большое количество духовной и эзотерической литературы, я могу сказать, что в основе всех них лежит тот самый ПУТЬ ГЕРОЯ.
«Меня всегда впечатляло, как мы выживаем, благодаря неукротимой храбрости - довольно маленькие люди без шансов на победу в борьбе с джунглями, вулканами, дикими зверями. Но мы продолжаем борьбу, даже не видя пути к победе.» Дж. Толкиен
И именно, поэтому я взяла этот алгоритм за основу своей психологической трансформационной игры. Наше бессознательное разговаривает с нами на языке символов, мифов и сказок, поэтому через сказочные сюжеты можно осознать свое «внутреннее зло» (увидеть тень и хищника), найти союзников и дарителей, волшебные ресурсные предметы, сокровище и своего принца (анимуса). Это одна из разновидностей юнгианского активного воображения, сказкотерапия, которая помогает прояснить душевные странствия.
Конечно, здесь отчетливо виден и алгоритм работы с архетипами Таро, но об этом мы поговорим в другой статье.
«Искусство -важная вещь: оно знаменует времена года души, либо какое-то памятное или трагическое событие в ее странствии. Искусство предназначено не только для себя, оно не только знак, отмечающий собственное понимание. Это еще и карта для тех, кто идет за нами.
Искусство задавать вопросы, искусство сказок, искусство рукоделия - в процессе всего этого что-то создается, и это что-то душа. И всякий раз, когда мы питаем душу, она обязательно подрастает.» Кларисса Пинкола Эстес «Бегущая с волками»