Для того, чтобы авиакомпания могла осуществлять свою деятельность, она должна быть сертифицирована. Об этом мы подробно рассказали в статье про сертификацию коммерческого авиаперевозчика. Авиакомпаниям нужны самолеты, а самолетам требуются двигатели, которые тоже сертифицируются. Об этом поговорим в сегодняшнем материале.
В данной статье представлен краткий экскурс по сертификации авиационных двигателей. Текст составлен на основе анализа ключевых документов по этому вопросу: ИКАО Приложение 8, ИКАО DOC 9760, Воздушный кодекс РФ, Приказ Минтранса РФ №184, спецификаций EASA и FAA. Также рассмотрены материалы МАК, Авиарегистра и Методические рекомендации. Статья не является руководством к действию, некоторые аспекты намеренно пропущены. Читайте полные версии документов! Статья направлена на общее понимание процессов и будет особенно полезна студентам и курсантам авиационных учебных заведений.
Согласно Приложению 8, двигатель – это устройство, используемое или предназначенное для использования с целью приведения в движение ВС. Оно включает, по крайней мере, те компоненты и оборудование, которые необходимы для функционирования и контроля, но не включает воздушный винт или несущие винты (если они применяются).
В общем виде в авиации есть следующие "государства": разработчика, изготовителя, разработчика модификации, регистрации:
Приложение 8 устанавливает определенный минимум испытаний двигателя включающий в себя следующее: калибровка мощности, работа двигателя, выносливость и условия эксплуатации двигателя.
DOC 9760 даёт следующие определения:
Авиационное изделие (Aeronautical product) – ВС, двигатель ВС, воздушный винт ВС или предназначенная для установки на них составная часть.
Двигательная система (Propulsion system) – система, состоящая из двигателя и всего другого оборудования, используемого для обеспечения функций, необходимых для поддержания мощности или тяги любого одного двигателя, его контроля и управления им после его установки на планере.
DOC 9760 определяет форму заявки на сертификацию авиационного двигателя. Она должна включать в себя следующее: чертеж общего вида, описание конструктивных особенностей, описание эксплуатационных характеристик, описание эксплуатационных ограничений. Методами оценки соответствия являются испытания (летные, наземные, усталостные), моделирования, анализы, проверки или оценки.
Воздушный кодекс РФ даёт следующие определения:
Летная годность авиационного двигателя (АД) – состояние АД, при котором он соответствует типовой конструкции или характеристикам, установленным актом оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, и способен обеспечивать безопасную эксплуатацию.
Согласно статье 37 ВЗК РФ, Обязательная сертификация АД проводится в соответствии с ФАП, устанавливающими порядок обязательной сертификации. Обязательная сертификация завершается выдачей сертификата типа, если в ходе проведения сертификации установлено, что АД соответствуют требованиям сертификационных базисов, необходимых для сертификации АД, и конструкция АД признана в качестве типовой.
Сертификационный базис АД – совокупность требований, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации авиационных двигателей и охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации.
АД, конструкция которого признана в качестве типовой, в процессе серийного производства проходит в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, испытания и проверки, завершающиеся выдачей АД эквивалентного сертификату летной годности документа. Указанные документы удостоверяют, что конструкции и характеристики АД соответствуют их типовым конструкциям, а их изготовление - соответствующим требованиям.
Приказ Министерства транспорта РФ от 17 июня 2019 г. N 184 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21" (с изменениями и дополнениями) дает следующие определения:
Одобрительный документ – документ, выдаваемый Уполномоченным органом и удостоверяющий соответствие изделия применимым требованиям, организации Разработчика или Изготовителя, Независимой инспекции, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) соответствующим требованиям. Примеры одобрительных документов:
Согласно этому же Приказу, уполномоченный орган выполняет работы в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации по обязательной сертификации пилотируемых гражданских ВС, авиационных двигателей, вспомогательных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских ВС, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов непосредственно, а также через Авиарегистр.
Сертификат типа удостоверяет соответствие изделия требованиям Сертификационного базиса.
Приложением к Сертификату типа является документ, содержащий информацию о Держателе Сертификата типа, типовой конструкции, Сертификационном базисе, условиях и ограничениях, при выполнении которых обеспечивается соответствие изделия требованиям Сертификационного базиса, указанного в Сертификате типа (далее - Карта данных Сертификата типа)
До начала Сертификационных испытаний Заявитель представляет в Авиарегистр следующее:
Порядок действий в случае выявления недостатков:
По результатам сертификационных испытаний Заявитель оформляет и представляет в Авиарегистр следующее:
Согласно Нормам лётной годности (НЛГ-23), каждый двигатель должен иметь сертификат типа и отвечать применимым к нему требованиям к эмиссии загрязняющих веществ. Для газотурбинных двигательных установок:
Методические рекомендации № МР 21.Е02 о порядке оформления и выпуска Талона летной годности компонента дают следующие определения:
Талон летной годности – удостоверяющий документ, подтверждающий соответствие изделия утвержденной конструкторской документации и возможность его установки на самолет.
Удостоверяющий документ – документ, выпущенный на конкретный экземпляр изделия авиационной техники, подтверждающий его соответствие одобренной конструкторской документации и содержащий характеристики, эксплуатационные ограничения, сведения о его техническом состоянии и другие сведения, определяемые видом документа.
EASA (Европа) предъявляет следующие требования:
Должен быть составлен перечень всех деталей и оборудования, включая ссылки на соответствующие чертежи, которые определяют предлагаемый тип конструкции двигателя.
Детали и оборудование воздушного судна, которые могут быть установлены на двигателе или приводиться им в движение, не являются частью заявленной конфигурации двигателя и, следовательно, не подпадают под действие типа двигателя
Должны быть предоставлены руководства, содержащие инструкции по установке и эксплуатации двигателя. Эти инструкции должны содержать описание физических и функциональных интерфейсов с воздушным судном и оборудованием воздушного судна. Они также должны включать описание основного и всех альтернативных двигателей.
Должно быть разработано руководство (руководства), содержащее инструкции по поддержанию летной годности самолета.
Они должны обновляться по мере необходимости в соответствии с изменениями в существующих инструкциях или в описании двигателя.
Что касается критически важных деталей двигателя, то в этом разделе также должны быть указаны все обязательные действия или ограничения по техническому обслуживанию и ремонту, указанные в Плане управления сервисным обслуживанием.
Для всех двигателей в разделе "Ограничения летной годности" должны быть указаны все сроки обязательной замены, интервалы проверки и соответствующие процедуры, необходимые для сертификации типа.
В соответствующую документацию должно включаться следующее:
Что касается FAA (США), общая схема выглядит следующим образом:
Для получения Сертификата типа необходимо иметь следующие инструкции и схемы (установка и монтаж):
Каждый двигатель должен быть подвергнут испытанию на долговечность, которое включает в себя в общей сложности 150 часов.
Во время испытания на долговечность мощность двигателя и частота вращения коленчатого вала должны поддерживаться в пределах ±3% от номинальных значений. Во время эксплуатации при номинальной взлетной мощности и в течение не менее 35 часов при номинальной максимальной непрерывной мощности один цилиндр должен работать при температуре не ниже предельной, остальные цилиндры должны работать при температуре не ниже предельной температуры на 50 градусов по Фаренгейту, а температура масла на входе должна поддерживаться в пределах ±10 градусов по Фаренгейту от предельной температуры.
Отдельно проводятся испытания на устойчивость к столкновению с птицами. Все испытания на устойчивость к столкновению с птицами должны проводиться при стабилизированной работе двигателя на уровне не менее 100% взлетной мощности или тяги для условий окружающей среды в день проведения испытаний, предшествующих попаданию птицы в двигатель. Кроме того, демонстрация соответствия требованиям должна учитывать работу двигателя при взлете на уровне моря в самый жаркий день, когда минимальный двигатель может обеспечить максимальную номинальную взлетную тягу или мощность.
Необходимо оценить воздействие на переднюю часть двигателя крупной одиночной птицы, единственной крупной птицы среднего размера, которая может попасть во впускное отверстие, и крупной стайной птицы.
Наши основные медиаресурсы:
Telegram (главная платформа)
Boosty (эксклюзив)