Фолк-рок (folk rock) — это музыкальное направление, которое объединяет элементы народной музыки и рока. Оно возникло в середине 1960-х годов в США и стало популярным благодаря таким группам, как The Byrds; The Band; Buffalo Springfield; Simon & Garfunkel; Crosby, Stills, Nash & Young и другим.
Истоки фолк-рока
Первые образцы американского фолк-рока были созданы ещё в 1964 году, когда британская рок-группа The Animals исполнила песню «The House of the Rising Sun» в американской народной обработке. Уже упомянутая группа The Byrds стала одной из первых, кто начал исполнять фолк-рок в типичной рок-инструментовке, под сильным влиянием The Beatles и других групп британского вторжения.
Термин «фолк-рок» впервые появился в американской музыкальной прессе в 1965 году для описания дебютного альбома группы The Byrds. Их кавер-версия песни «Mr. Tambourine Man» Robert «Bob» Dylan и коммерческий успех инициировали бум фолк-рока в середине 1960-х годов.
Особенности фолк-рока
Репертуар музыкантов этого стиля формируется под влиянием американских фольклорных источников, а также вдохновлённых фольклорной музыкой певцов и композиторов, таких как Pete Seeger, Joni Mitchell и Neil Percival Young.
Боб Дилан сам впоследствии перешёл от фолка к фолк-року, в альбоме Bringing It All Back Home 1965 года. Американская народная музыка включает в себя блюз и кантри. Однако часто блюз-рок не рассматривают как подстиль американского фолк-рока, в силу сложившихся исторических обстоятельств (изначально блюз-рок стали играть британские группы).
Фолк-рок в России и Восточной Европе
Исполнители фолк-рока в России комбинируют элементы рок-музыки с русской народной музыкой, а также музыкой кельтских, северных народов и народов России. Примером могут быть группы Ят-ха и Сак-Сок, исполняющие тувинскую и татарскую народную музыку на основе рок-музыки.
В Венгрии, например, группа Illés начала слияние фолка и рока в 1965 году, выиграв все возможные призы на фестивалях и конкурсах. Венгерские группы Barbaro, Gépfolklór, Kormorán и Drums также внесли свой вклад в развитие фолк-рока, используя необычные ритмы и приближаясь к прогрессивному року.
Румынская группа Transsylvania Phoenix (известная в Румынии просто как Phoenix) внедряла элементы фолка в свою рок-музыку примерно в 1972 году, пытаясь найти компромисс с правительственной репрессией рок-музыки. Норвежская группа Gåte объединила звучание народной музыки, тяжёлого рока и электроники, а норвежская группа Lumsk сочетает народную музыку и прогрессивный метал.
Одним из наиболее известных исполнителей фолк-рока в Швеции является Мари Бойне, которая исполняет минималистский фолк-рок на основе йойки. В 1989 году сформировались группы Hedningarna и Hoven Droven, а годом позже появилась группа Garmarna. Все три группы стали известными представителями шведской фолк-рок-сцены.
В Финляндии фолк-рок представлен в основном фолк-метал-сценой, хотя одним из самых ранних исполнителей фолк-рока был Hector, который дебютировал в 1965 году с песней «Palkkasoturi». С середины 1990-х годов появляются такие группы, как Viikate, Lauri Tähkä & Elonkerjuu и Pohjannaula.
В Италии многие исполнители внедряют элементы американской народной музыки в свою музыку. Примеры включают альбом Folk beat n. 1 исполнителя Франческо Гуччини и творчество Edoardo Bennato, который сочетает кантри, рок и тарантеллу. Корни фолк-рока можно найти в творчестве двух итальянских авторов: Фабрицио Де Андре и Анджело Брандуарди.
В Испании различные сочетания фолка и рока включают в себя New flamenco и поп-ориентированные формы раи. Из Испании происходят два фолк-рок-волынщика: Susana Seivane из Галисии и Хевиа, который смешивает традиционные и современные танцевальные мелодии. Группа Triquel исполняет келтик-рок, но более известной испанской группой является Mägo de Oz, которая комбинирует кельтский фолк с хард-роком.
Заключение
Фолк-рок — это музыкальное направление, сочетающее элементы рока и фольклора. В этом жанре баллада может существовать как элемент авторской песни или как оригинальный литературный текст. Баллада в фолк-роке сохраняет общие черты, такие как трагичность судьбы героя, неразрешимый конфликт, пересечение границ реального и потустороннего миров, преобладание первого и второго лица и сочетание лирического, эпического и драматического начал.