Найти тему
Про-AVTO

Вот зачем необходимо разгонять двигатель до предела его рабочих оборотов!

Оглавление

Время от времени, во время путешествий по автомагистрали, целесообразно "разогнать" двигатель, перемещаясь на предельной скорости и с повышенными оборотами. Данная практика способствует устранению нестабильности оборотов, усиливает мощность мотора и облегчает запуск в холодную погоду. Более того, это может снизить потребление топлива.

Действительно ли это эффективно? И как выполнить очистку двигателя самостоятельно, не рискуя получить штраф за превышение скорости? Исследуем этот вопрос.

Для справки: диапазон оборотов коленчатого вала для бензинового двигателя составляет приблизительно от 650 до 6500 об/мин, тогда как для дизельного — от 600 до 4500 об/мин.

Диаграммы, отображающие уровень мощности и силу крутящего момента в зависимости от частоты вращения, для дизельных и бензиновых двигателей с системой турбонаддува.
Диаграммы, отображающие уровень мощности и силу крутящего момента в зависимости от частоты вращения, для дизельных и бензиновых двигателей с системой турбонаддува.

Почему длительная езда на низких оборотах представляет риск

Современные автоматические коробки передач способствуют функционированию двигателя при значительных нагрузках и низких оборотах. Водители, управляющие автомобилями с механической трансмиссией, избегают высоких оборотов, поскольку считают, что это ускоряет износ силового агрегата.

Поэтому владельцы машин с механической коробкой стремятся к раннему переключению на более высокую передачу, в то время как обладатели авто с автоматической коробкой стараются избегать резкого нажатия на газ. Водители с вариатором поддерживают вращение коленчатого вала не выше 2000 об/мин при любой скорости движения.

Однако такие меры не способствуют увеличению ресурса двигателя. При таких условиях эксплуатации детали кривошипно-шатунного механизма подвергаются усиленным нагрузкам, а давление поршней на стенки цилиндров возрастает. Низкая производительность масляного насоса при малых оборотах также является фактором.

В итоге антифрикционный слой на поршнях и вкладышах коленвала быстро изнашивается, что приводит к появлению люфта поршней в цилиндрах и, как следствие, к необходимости капитального ремонта двигателя.

Для продления срока службы двигателя рекомендуется периодически давать ему работать на повышенных оборотах, что способствует очистке свечей зажигания и камер сгорания от нагара.

Высокие обороты двигателя обеспечивают большой объем выхлопных газов, что способствует очистке деталей турбины. Кроме того, «пенсионная» манера вождения автомобиля с турбированным двигателем вредна тем, что управляемый сопловый аппарат и перепускной клапан в турбине не функционируют при низких оборотах, что приводит к потере подвижности этих элементов.

Например, у двигателей ВАЗ эффект прокручивания клапанов под действием вибрации пружин проявляется только при 4000 об/мин. Отсутствие такого вращения приводит к неравномерному износу и последующему прогару клапанов.

Локальное преизбыточное нагревание клапанной пластины способно стать причиной откалывания фрагмента этой пластины.
Локальное преизбыточное нагревание клапанной пластины способно стать причиной откалывания фрагмента этой пластины.

В холодные месяцы мотор часто используется в непрогретом состоянии, что еще больше усложняет обстоятельства. Внутри картера формируется конденсат, который смешивается с маслом, что приводит к потере им смазывающих качеств. Поэтому в зимнее время двигатели требуют «просушки» после предварительного прогрева для удаления излишней влаги. Однако, это рекомендуется делать в периоды потепления.

Неполадки с клапаном часто возникают из-за его заклинивания, а наличие твердых отложений нагара препятствует его полному закрытию. В результате этого происходит локальный перегрев.
Неполадки с клапаном часто возникают из-за его заклинивания, а наличие твердых отложений нагара препятствует его полному закрытию. В результате этого происходит локальный перегрев.

Оказывается, периодическое увеличение оборотов двигателя может быть благотворным? Безусловно. Однако это не относится к холостым оборотам, где нагрузка на двигатель минимальна. Фактически, при таких оборотах двигатель лишь вращает сам себя и прикрепленное оборудование, хотя изначально инженеры задумывали их поддержание только при значительных нагрузках. Следовательно, для эффективной работы двигателя целесообразно выбраться на автостраду.

Как оптимально увеличивать обороты мотора

Выберите ясный и безветренный день и отправьтесь на прямой многополосный шоссе или, предпочтительнее, на автомагистраль, где максимально допустимая скорость равна 110 км/ч. Ваша задача — поддерживать частоту вращения двигателя на отметке 5000 об/мин в течение получаса, а лучше часа, при скорости около 100 км/ч, не используя высшую передачу.

Для машин с автоматической коробкой передач переключитесь в режим ручного управления. Не беспокойтесь: система не позволит тахометру зайти слишком далеко в красную зону, таким образом, двигатель и трансмиссия останутся в безопасности.

То же правило применимо и к автомобилям с вариатором. Необходимо установить селектор в режим ручного выбора «передач», затем выбрать такую передачу, на которой двигатель будет работать на 5000 об/мин, а скорость составит 100 км/ч. Ожидайте увеличенного расхода топлива во время такой процедуры «разогрева» двигателя, но его прочистка и продувка оправдывают эти затраты.

Итоги

В легенде о чистке мотора посредством увеличения скорости вращения существует некоторая доля истины. Иногда такой подход оказывается полезным. Рекомендуется проводить эту процедуру каждые 2-3 тысячи километров, причем обязательно при движении под нагрузкой, например, на автомагистрали.

Если вы предпочитаете не снижать обороты в обычных поездках и переходите на повышенную передачу, когда мотор достигает 3500-4000 оборотов в минуту, то данные советы вам не подойдут. Вы уже не позволяете мотору застояться.

Таким образом, эти советы актуальны для тех, кто придерживается экономичного стиля вождения.

К сожалению, нет возможности точно определить, что процедуры «прожарки» действительно продлевают срок службы двигателя. Тем не менее, можно ощутить их положительный эффект. Начинать такие процедуры можно после накопления пробега в 30 тысяч километров.