Найти тему

Лейбористы продолжат внешнеполитический курс тори

Власть в Великобритании поменялась, но её задачи остались прежними – сохранить гегемонию Запада.

4 июля в Великобритании состоялись досрочные выборы в палату общин – нижнюю палату парламента, результаты которых привели к смене власти в стране. Как это скажется на внутренней и внешней политике Соединённого Королевства, произойдут ли перемены? Об этом идёт речь в интервью «Красной звезде» известного политолога и военного аналитика, члена научного совета при Совете Безопасности РФ доктора военных наук Сергея ПЕЧУРОВА, автора ряда монографий, посвящённых англосаксонскому миру.

Сергей ПЕЧУРОВ
Сергей ПЕЧУРОВ

– Сергей Леонидович, после 14-летнего правления консерваторов к власти в Великобритании пришли лейбористы…
– И произошло это в результате их победы на досрочных выборах в парламент, о проведении которых чуть более месяца назад объявил тогдашний премьер-министр Риши Сунак. Он пошёл на такой шаг, рассчитывая, видимо, на то, что наметившиеся некоторые подвижки в экономике помогут тори победить на выборах. Однако Сунак просчитался. Тори не только не победили, но и показали худший результат партии с 1945 года, получив лишь 121 место из 650 в парламенте, то есть на 251 место меньше, чем имели до выборов.
Лейбористам же достались 412 мест, что позволило им сформировать новое правительство. В результате премьер-министром стал лидер лейбористов Кир Стармер. Он уже объявил о составе кабинета, в котором министром иностранных дел стал Дэвид Лэмми, а главой военного ведомства – 62-летний Джон Хили, занимавшийся у лейбористов с 2020 года оборонной политикой.
По большому счёту такой исход выборов был прогнозируемым, так как британцы устали от правления тори, которое не только негативно сказывалось на социально-экономической ситуации в стране, но и сопровождалось многочисленными скандалами, особенно при Борисе Джонсоне.
Поэтому итоги выборов следует воспринимать прежде всего как массовое голосование против тори, а не вовсе как широкую поддержку избирателями лейбористов. Да и явка избирателей по всей стране составила 60 процентов – второй снизу показатель с 1885 года. Кстати, в Великобритании уже назвали результат лейбористов «победой без любви».
– И что это означает на практике?
– А то, что британцы сомневаются в способности лейбористов решить стоящие перед страной проблемы. Хотя, наверное, никто и не ожидает радикальных перемен в политике, так как всё контролируется так называемым глубинным государством, глубинной властью, сформировавшейся за многие столетия в британском обществе. Британская политика по-прежнему не столько ориентирована на запросы общества, сколько адаптирует общество под потребности государственной системы.
Вместе с тем итоги выборов – это сигнал о том, что благосостояние британцев падает, и на это власть имущим надо как-то реагировать. Вопрос в том, как это сделать?
Экономика страны находится в тяжёлом положении. С тех пор как консерваторы пришли к власти, ВВП на душу населения вырос всего на 4,3 процента с 2007 по 2023 год по сравнению с 46-процентным ростом за предыдущие 16 лет. У британского правительства острая нехватка денег. Дефицит госбюджета составляет 120 миллиардов фунтов.
На выплату процентов по госдолгу приходится тратить огромные средства, в то время как их не хватает, например на повышение зарплат врачам, которых становится всё меньше в стране. Очередь в листе ожидания на лечение превышает 7,5 миллиона человек, из них примерно половине придётся ждать 20 и больше недель. Кстати, накануне выборов около 25 тысяч молодых врачей провели забастовку, требуя увеличения зарплаты на 35 процентов в качестве «полного восстановления» 26-процентного падения зарплаты врача в реальном выражении с 2008 года.
Кризисные явления охватили энергетику, жилищное строительство, образование, другие сферы. Острой проблемой для Соединённого Королевства стали нелегальные мигранты. Тем не менее Стармер обещает решить все эти проблемы. «Перемены начинаются прямо сейчас», – заявил он на митинге по случаю победы. И добавил, что британцы убедятся: лейбористы способны служить их интересам. Правда, тут же оговорился, что будет нелегко и не так скоро.
– Каких изменений можно ожидать от лейбористов во внешней политике?
– В принципе, никаких. Скорее всего, дело ограничится ретушированием некоторых острых углов, не более того. Ведь воззрения лейбористов и тори на мироустройство во многом схожи – обе партии выступают за сохранение гегемонии Запада, при которой планета продолжала бы жить по правилам и принципам, придуманным элитами англосаксов. И это подтверждают слова Стармера, которые приводит газета «Файнэншл таймс», о том, что лейбористы «хотят играть более ведущую роль на мировой арене и сказать, что мы вернулись».
Естественно, её играть Лондон намерен в теснейшем союзе с США. Это подчеркнул Стармер в телефонном разговоре с Джо Байденом, заявив, что особые отношения двух стран имеют решающее значение для безопасности и процветания мирового сообщества, и что он продолжит работать с Соединёнными Штатами на основе общих ценностей и интересов, в том числе в области экономического сотрудничества, безопасности и разведки.
При этом нельзя не заметить, что лейбористы поспешили наладить контакты в США и с республиканцами. Новый глава британского МИД Дэвид Лэмми, некогда назвавший Трампа «женоненавистником, неонацистом и психопатом», ещё до выборов съездил за океан, чтобы хоть как-то снять возникшую напряжённость в отношениях с республиканцами на случай, если Трамп вернётся в Белый дом.
Лейбористы также активно подчёркивают свою историческую связь с НАТО, созданную после Второй мировой войны во многом по настоянию тогдашнего министра иностранных дел Эрнеста Бевина. По словам Стармера, приверженность лейбористов НАТО «как краеугольному камню европейской и глобальной безопасности непоколебима». Они планируют работать с союзниками над укреплением и реформированием НАТО, а также над расширением зоны ответственности альянса на Азиатско-Тихоокеанский регион. Кстати, лейбористы заявили, что они продолжат укреплять партнёрство в области безопасности AUKUS между Великобританией, Австралией и США.
В планы лейбористов входит и восстановление отношений с Евросоюзом. Как сообщает «Файнэншл таймс», новое правительство намерено уговорить Брюссель, чтобы тот разрешил Лэмми регулярно присутствовать на заседаниях Совета ЕС по внешней политике. В Лондоне считают, что такое участие должно стать частью нового «формализованного и глубокого» сотрудничества с ЕС. В Брюсселе, однако, на эту британскую идею пока смотрят скептически. «Для того чтобы присутствовать на заседаниях совета, вы должны быть его членом», – приводит британское издание слова одного из европейских чиновников.
Тем не менее лейбористы планируют заключить новый пакт о безопасности между Великобританией и ЕС для укрепления сотрудничества и восстановления отношений с ключевыми европейскими союзниками, в том числе с Францией и Германией. Они также будут стремиться к заключению новых двусторонних соглашений.
Сообщается, что 18 июля новое правительство Великобритании проведёт встречу европейского политического сообщества в Оксфордшире. Сотрудники лейбористской партии рассматривают её как момент для перезагрузки отношений с Европой и дают понять, что Британия не будет пренебрегать международным правом, как угрожал бывший премьер Джонсон во время «Брексита».
– Как известно, при тори Великобритания стала одним из организаторов украинского конфликта и активно выступала за его затягивание в надежде разрушить нашу страну. А что на этот счёт намерены делать лейбористы?
– То же самое, что и тори. Как подчеркнул Стармер в телефонном разговоре с Зеленским, смена премьер-министров в стране не повлияет на политику Великобритании в отношении Украины и Лондон продолжит оказание военной помощи Киеву. Более того, он пообещал, что на саммите НАТО будет призывать союзников к расширению поддержки Украины и санкций против России, которую ранее не раз называл «реальной и постоянной угрозой» для Европы. Стармер также заверил Зеленского в том, что лейбористы завершат начатую тори подготовку соглашения о двустороннем сотрудничестве и уже в ближайшее время организуют его подписание.
Нельзя также не заметить, что уже на второй день после назначения на пост министра обороны Великобритании Джон Хили оказался в Одессе, где заявил о подготовке очередного пакета военной помощи киевскому режиму. Он включает военные катера для поддержки речных и прибрежных операций, машины разминирования и бульдозеры, десять устаревших 155-мм самоходных артиллерийских орудий AS-90, ракеты Brimstone.
Кроме того, по словам Хили, в течение следующих 100 дней на Украину будут поставлены вооружения и военная техника, обещанные Лондоном в апреле 2024 года. В их числе 1,6 тысячи ракет различных типов, включая зенитные ракеты и крылатые ракеты Storm Shadow, около четырёх миллионов патронов к стрелковому оружию, 60 катеров, 400 транспортных средств. Весь объём предоставленной киевскому режиму британской военной помощи с февраля 2022 года составил уже 9,7 миллиарда долларов.
«Новое правительство непоколебимо в обязательстве Великобритании продолжать оказывать военную помощь и будет стоять плечом к плечу с нашими украинскими друзьями столько, сколько потребуется», – заявил Хили.

Смена премьер-министров в стране не повлияет на политику Великобритании в отношении Украины, и Лондон продолжит оказание военной помощи киевскому режиму
-2

– Ранее многие британские аналитики, в том числе и придерживающиеся лейбористских взглядов, критиковали правительство тори за то, что военная помощь Украины подрывает боеготовность вооружённых сил Соединённого Королевства…
– Действительно, на то, что британская армия испытывает хроническую нехватку вооружения и военной техники, что она теряет численность, указывали многие. Тот же Хили, будучи министром обороны теневого кабинета лейбористов, утверждал, что вооружённые силы Великобритании не готовы эффективно противостоять угрозам национальной безопасности и участвовать в крупных военных конфликтах.
Как изменится ситуация при лейбористах, пока сказать трудно. Во всяком случае, их представители не устают утверждать, что миссия лейбористов – «сделать Британию безопасной внутри страны и сильной за рубежом». Премьер Стармер пообещал, что лейбористское правительство сделает вооружённые силы Великобритании готовыми к бою, когда грохот войны прокатится по континенту…
Приоритетом в военной сфере для лейбористов, судя по их высказываниям, станет улучшение технического оснащения вооружённых сил, повышение их боеготовности, укрепление промышленной базы, налаживание более прочных отношений с союзниками и усиление общественной поддержки.
Что касается конкретных мер, которые уже объявлены лейбористами, то одной из первой станет проведение всестороннего анализа оборонных потребностей Великобритании, в том числе оценка угроз, с которыми страна реально сталкивается.
Вторым шагом будет увеличение военных расходов до 2,5 процента ВВП. Правда, когда это произойдёт, не указывается, а лишь оговаривается, что сделать это надо как можно скорее. В министерстве обороны появятся новые структуры, чтобы восстановить боеготовность британской армии, и введён пост национального директора по вооружениям.
Работу оборонной промышленности лейбористы намерены привести в соответствие с целями безопасности и экономики. Говорится о поддержке отечественного бизнеса путём военных заказов, обеспечении устойчивости цепочек поставок, продвижении инноваций.
Лейбористы продолжат, скорее всего, совершенствование нацио­нального ядерного потенциала. Ранее Стармер утверждал, что в случае прихода к власти он будет готов применить ядерное оружие. По его словам, ядерное сдерживание – жизненно важная часть обороны страны. Став премьер-министром, он подтвердил свою позицию. Так что в военной сфере курс Объединённого Королевства принципиально не претерпит изменений. Поздней осенью, впрочем, возможны коррективы, если американский истеблишмент всё же позволит Дональду Трампу вернуться в Белый дом. Тогда не исключены тектонические подвижки в целом в политике коллективного Запада. Будем наблюдать…

Владимир КУЗАРЬ, «Красная звезда»