Часть 1. Исторические факты, как оно было, никакого вымысла. Вам может это не нравится, но это факты реальной истории и мировой политики.
Годовщина независимости Алжира и победа алжирского народа над колониальным угнетением должна послужить важным историческим уроком для Израиля.
5 июля Алжир отметил День независимости от более чем столетнего колониализма французских поселенцев. Геноцидальная война Франции против алжирского народа обошлась, по алжирским оценкам, более чем в 1,5 миллиона убитых и раненых. Французы изображали свое завоевание Алжира как “возвращение” к Римской империи и возвращение римских земель. К 1962 году в Алжире проживало более миллиона французских колонистов - одна девятая населения Алжира.
Из пяти европейских колоний поселенцев, созданных в арабских странах, только Алжир и Палестина оставались колонизированными в начале 1960-х годов. Шарль Де Голль в частном порядке выразил обеспокоенность тем, что если Алжиру не будет предоставлена независимость, то Франция должна будет “принять 10 миллионов мусульман, которые вскоре станут 20 миллионами, а затем 40 миллионами”. Он опасался, что Франция перестанет быть тем, что она есть “европейским народом белой расы, греческой и латинской культуры и христианской религии”, и что церкви будут заменены мечетями.
Он предупреждал депутатов-голлистов: “Вы представляете, как выдаете наших дочерей замуж за арабов?”
Независимость принесла бы равенство между колонистами и коренными алжирцами, но колониальные поселенцы не получили бы ничего из этого. В ужасе от перспективы равенства и потери колониальных и расовых привилегий, они решили вернуться во Францию, где их привилегии белых были бы сохранены.
Из пяти европейских колоний поселенцев, созданных в арабских странах с 19 века, включая Тунис, Ливию и Марокко, только Алжир и Палестина оставались колонизированными в начале 1960-х годов. На одну колонию поселенцев стало меньше, когда Алжир был освобожден в 1962 году. Настроение арабской общественности было ликующим: уничтожена еще одна колония европейских поселенцев, остается одна!
Первой пала итальянская колония поселенцев в Ливии во время Второй мировой войны. В 1911 году итальянцы вторглись на османские территории “Тараблус аль-Гарб” (переводится итальянцами как “Триполитания”), Барка (переименована в “Киренаику”) и Феццан и стали называть эту территорию вслед за географом Федерико Минутилли, древним греко-римским названием “Либия”.
Италия немедленно аннексировала “Ливию” и начала вводить колонистов. И Французы, и итальянцы изображали свою колонизацию как “возвращение” на древние земли Римской империи. Ливия была названа “Четвертым берегом” Италии. Колонизация ускорилась при фашистском правлении, и к 1940 году число колонистов превысило 110 000, что составило 12 процентов населения.
К тому времени, когда союзники нанесли поражение итальянцам, они уже привели к массовому разрушению городов и поселков, не говоря уже о голоде и распространении болезней, которые наряду с массовыми убийствами сопротивляющихся ливийцев уничтожили до двух третей населения Ливии. К концу войны оставалось около 50 000 итальянских колонистов.
Ливия стала официально независимой в 1951 году. Новый правовой статус колонистов требовал, чтобы к 1960 году они выбрали итальянское или ливийское гражданство. Категорически отвергая равенство и потерю расовых и колониальных привилегий, большинство уехало. Те, кто остался, репатриировались в Италию к 1970 году.
Что касается Туниса, то он получил независимость в 1956 году, через пять лет после Ливии, в результате сочетания антиколониальной партизанской войны и переговоров. Тунис был оккупирован Францией в 1881 году, и десятки тысяч колонистов прибыли в страну. К 1956 году в стране насчитывалось 180 450 французских и 66 909 итальянских колонистов. По меньшей мере половина колонистов к тому времени родились в Тунисе. Но к 1957 году половина французских колонистов уехала. В очередной раз отказавшись признать равенство с коренными тунисцами, колонисты начали быстро уезжать. К 1970 году в стране насчитывалось не более 18 000 французских и 7000 итальянских колонистов, большинству из которых предстояло уехать в течение следующих нескольких лет.
Марокко, в которое французы вторглись и оккупировали в 1907 году, получило независимость в марте 1956 года, в том же месяце, что и Тунис, после долгой антиколониальной борьбы. В 1952 году в Марокко проживало 539 000 европейцев. Колонисты начали терять свои привилегии в следующем десятилетии. Отвергнув равенство, большинство вернулись во Францию, где их расовые привилегии были защищены.
Будучи двумя последними европейскими колониальными державами-поселенцами в арабском мире, Франция и Израиль заключили тесный союз для координации действий по сохранению своих колоний поселенцев. Подобно французским и итальянским колонистам, еврейские сионисты утверждали, что являются потомками древних палестинских евреев и просто “возвращаются” на свою древнюю землю. Израиль, который создал еврейское большинство, изгнав большинство палестинского народа в 1948 году, проголосовал против резолюции ООН 1952 года о признании самоопределения Туниса и Марокко.
Военный союз Франции с Израилем и ее враждебность к президенту Египта Гамалю Абдель Насеру усилились, особенно после того, как египетский лидер стал известен как сила, стоящая за Фронтом национального освобождения Алжира (FLN).
Это было связано с антисоветизмом французских правящих социалистов, поскольку Насер сблизился с СССР в 1955 году, после того как получил отпор со стороны администрации Эйзенхауэра, которая обусловила свои хорошие отношения нормализацией отношений Насера с Израилем.
Социалистический панарабский национализм был осужден французами как реакционный и стремящийся восстановить “исламскую” славу. Напротив, паневрейство европейского сионизма, стремившегося воссоздать “иудейскую” славу палестинских евреев, которые считались предками европейских новообращенных в иудаизм, изображалось как прогрессивное и социалистическое.
Например, ашкеназско-еврейский поселенческо-колониальный институт кибуца рассматривался не как пример социализма, а как прогрессивная альтернатива сталинизму. К тому времени Франция поставляла Израилю современные истребители Mystère IV, которые он использовал против Египта в 1956 году.
Несмотря на продолжающиеся секретные переговоры между французами и лидерами НСФО, базирующимися в Каире, французские военные совершили 22 октября 1956 года второй в истории акт воздушного пиратства. Они перехватили над Алжиром самолет, перевозивший политических лидеров НСФО из Марокко в Тунис, включая Бена Беллу, для одной из таких секретных встреч. Пятеро захваченных лидеров НСФО были освобождены только в 1962 году.
Французы переняли угоны самолетов у своих союзников, поскольку первым актом воздушного пиратства стал захват Израилем гражданского авиалайнера Syrian Airways в декабре 1954 года.
Израильские угонщики загнали самолет в аэропорт Лидда и удерживали его пассажиров в заложниках, требуя освобождения пяти израильских военнопленных в Сирии, практика, в которой израильтяне продолжали преуспевать на протяжении десятилетий.
Французские генералы объяснили, что их союз с Израилем был частью борьбы против алжирцев и против НасераНа этом фоне Франция начала свое вторжение в Египет вместе с британцами и израильтянами в 1956 году, авантюра, которая закончилась их поражением и только увеличила популярность Насера.Франц Фанон, который присоединился к НФО, объяснил мотивы Франции: “Суэцкая экспедиция должна была нанести удар Алжирской революции на вершине. Египет, обвиняемый в руководстве борьбой алжирского народа, подвергся преступной бомбардировке.”
Ранний союз Франции с Израилем усилился в 1952 году, когда открылось его посольство в Тель-Авиве. То, что эти две страны оставались единственными колониями европейских поселенцев на арабских землях, имело первостепенное значение в их расчетах.
Французские генералы объяснили, что их союз с Израилем был частью борьбы против алжирцев и против Насера. Большая часть разведданных, полученных Францией о египетских поставках оружия НФО, поступала из Израиля, что позволило Франции в октябре 1956 года захватить в международных водах у побережья Марокко судно Athos под суданским флагом, перевозившее оружие для НФО. Альянс был настолько силен, что Израиль даже участвовал в совместных военных маневрах с Францией на алжирской территории.
Продолжение следует.