Найти тему

Трасса мужества: «Шаим-Тюмень» - первый нефтепровод Западной Сибири

Оглавление

18 июля 1964 началось строительство первого в Западной Сибири магистрального нефтепровода Шаим – Тюмень. Его характеристики были впечатляющими: диаметр трубы составлял 520 мм, протяженность - 410 км, производительность - 7,2 млн тонн в год. И всего 500 календарных дней отводилось на его строительство. О том, как это было - в материале Агентства нефтегазовой информации.

Первая нефть в Тюменской области была добыта в 1960 году на Шаимском месторождении. В 1964 году в Югре был создан укрупненный нефтепромысел «Шаимнефть». Объемы добычи со временем значительно увеличивались. «Черное золото» доставляли на нефтеперерабатывающие заводы страны наливными баржами и танкерами. Однако этот вид транспорта был сезонным, что замедляло темпы освоения недр. Стало ясно: альтернативы трубопроводному способу доставки нефти просто нет.

Летом 1964 года началось строительство первого в Западной Сибири магистрального нефтепровода Шаим – Тюмень, положившего начало созданию Управления магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири (ныне «Транснефть - Сибирь»).

Почетное право сварить первый километр труб предоставили бригаде из союзного сварочно-монтажного цеха треста, приехавшего с трубопровода «Дружба».

«Крепким был наш первый сибирский орешек, и раскусить его оказалось не так-то легко. Первыми врезались в тайгу наши друзья-землеройщики, которые прорубали просеки, строили лежневки и мосты, копали мощными экскаваторами траншеи. Почти одновременно началась вывозка труб на трассу и сварка их в плети. Участок до 108-го километра рождался с большими трудностями. Небывалый весенний разлив почти на два месяца задержал все работы на трассе. Фактически сварку здесь можно было начать только в июле», - так об этой стройке позже вспоминал начальник управления №13 Московского сварочно-монтажного треста Геннадий Рубанко.
-2

Трасса мужества

Неслучайно магистраль прозвали «Трассой мужества»: слишком непростым был ее характер. За период строительства трассовики преодолели сотни километров тайги и болот, сделали 47 переходов через реки и топи, переработали более 1,5 млн кубометров грунта, вывезли на трассу 42,6 тыс. тонн труб, сварили 52 тыс. стыков.

«Начали строить сразу с севера и с юга - от села Ембаево. Первые два месяца стройка стояла - весной 1964 года в Сибири случился небывалый разлив рек. А только крупных переходов через воду или топь на трассе Шаим - Тюмень насчитали 47. Некоторые болота и зимой не замерзали», - вспоминал известный российский тележурналист Сергей Фатеев, чьи репортажи про освоение Тюменского Севера вошли в «Золотой фонд» Гостелерадио.

Так и строили: что на юг, что на север – везде болота. На помощь пришла авиация. Тяжелый транспортный вертолет Ми‑6 советские авиаконструкторы разрабатывали как для военной, так и для гражданской авиации. В то время он только-только прошел государственные испытания. В среднем машина поднимала шесть тонн груза. Впервые в советской авиации для перевозки использовали внешнюю подвеску. На счету тюменских вертолетчиков 102 км. трассы Шаим - Тюмень.

-3

«Из двух труб варили одну плеть, потом две трубы хватал вертолет и эти 35‑метровые плети развозил по трассе. Я летел на таком вертолете. Когда трубы начинают раскачиваться, бортмеханик стоит и смотрит, как бы не достало до винтов. Помню: одна труба сорвалась, я видел ее на земле, она упала пыром, смялась в гармошку, и сварщики потом хвастались, что ни один шов не порвался. Труба порвалась, а швы не порвались», - вспоминал главный редактор газеты «Тюменский курьер» Рафаэль Гольдберг.

Вертолет стал настоящим спасением для строителей первого трубопровода. По воздуху на трассу завозили буквально все. До ближайшего поселка сотня километров. Жили в палатках, готовили на костре, боролись с комарами, но неуклонно продвигались вперед - шаг за шагом. Погода тоже не баловала.

«Баржа с последней партией труб замерзла на Половинке - это поселочек на реке Конде, и нефтепровод, который обещали сдать в 1965 году, мог быть недостроен», - рассказал Рафаэль Гольдберг.
-4

Последний штрих

Красный стык – последний шов на трассе «Шаим – Тюмень» – сварили в ноябре 1965 года. Сварщики Юрий Беляев и Валерий Каленов сутки стояли у трубы по колено в холодной жиже. И вот - отлетают последние искры… Девушки в нарядных платьях прямо в траншею приносят шампанское: нефтепровод построен в рекордные сроки, на полгода раньше намеченной даты.

3 ноября 1965 года в 13 часов 45 минут началась закачка нефти в головную часть нефтепровода. И уже 21 декабря западносибирское «черное золото» достигло нефтеналивной станции в Тюмени. Там ее ждали железнодорожные цистерны.

«Шаимская нефть, пройдя более чем 400-километровую трассу, достигла своего финиша - Транссибирской железнодорожной магистрали. Отныне началась круглогодичная эксплуатация первых нефтяных месторождений области. «Черному золоту» Тюмени выписана путевка в большую жизнь», - сказал первый секретарь обкома партии Борис Щербина на митинге, посвященном запуску трубопровода.

На Омский НПЗ отправили первые танкеры и баржи с тюменской нефтью. На митинге в Усть-Балыке первый секретарь Тюменского промышленного обкома КПСС Александр Протозанов сделал поистине пророческое заявление.

«В глухих местах Сибири вырастут современные селения, промышленность, стальные магистрали, широкие автострады», - сказал он.

В настоящее время нефтепровод обеспечивает углеводородным сырьем Антипинский нефтеперерабатывающий завод, поставляя на переработку до 7,2 млн тонн «черного золота» в год.

-5

Материал подготовлен на основе данных Агентства нефтегазовой информации, Сургутского краеведческого музея, Музея геологии нефти и газа, портала Тюменская область сегодня, газета «Тюменский курьер».

Фото: Сургутский краеведческий музей, Музей геологии нефти и газа.