"Почему у поморских старообрядцев нет Святого Причастия?"
Статья с таким названием попалась мне в интернета сомнительного содержания. Подобные статейки всегда привлекают внимание и лезут в глаза, как назойливые мухи, вызывая сильное желание отмахнуться.
Но так как автор данного сочинения своими лживыми рассуждениями или замедляет одних людей в принятии веры, или смущают других уже верующих, возбуждая, насколько Господь позволяет, в них сомнения, а также для укрепления своей веры и для опровержения пустословия, следует показать заблуждение единоверцев, вообразивших, будто бы они могут предоставить достаточно убедительные обвинения против христиан.
С первого предложения, автор, обращаясь к нам, словно к братьям и сестрам во Христе, лукаво воодушевляет и предварительно сближает с собой, становясь как бы родственными по духу. Однако там где не представляется ничего такого, что могло бы быть для них интересным, там говорят нам просто сектанты. Ибо и еретикам хорошо известно, что Христос называл братьями и сестрами только тех, кто становился таковыми по причине послушания заповедям спасения, пребывая в истиной вере. В Евангелие Он говорит "вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто исполнит волю Отца Моего, Который на небесах, тот Мой брат и сестра и матерь".
Родство по вере, это соединение человеческих душ единством веры, а виной отделения от братского общения становится сопричастность ко греху ереси.
И теперь на этом самом месте следовало бы закончить разбор сочинительства, которое всюду усеяно враньем и где сам заголовок есть не иначе как попытка свести православие до уровня обряда и направить тем самым людей на ложный след того пути, на котором находятся единоверцы или как они сами любят себя называть православные старообрядцы и через это как бы имеющих отношения к православию. В этом и заключается лукавство и хитрость единоверцев, которые, блуждая во тьме, возвещают погибель вместо спасения и антихриста под именем Христа, а прикрываясь именем христианина совращают неосторожных.
Далее автор рассуждает о крещении и говорит.
"Миропомазание есть часть Св. Крещения, ибо Христос желающим внити в Царствие Божие завещал родиться водою и Духом.
Обязательно ли нужно исполнять это Таинство? Или же можно без него обойтись, как тому учат некоторые наставники поморских беспоповцев?"
Говоря о таистве крещения и о неообходимости помазания священным миром, автор, говорит с позиции собственного невежества, следуя ложному мудрованию, а не учению православной Церкви.
А как же правильно? С приходом к власти Никона наступила ночь. Духовная тьма завладела многими душами и антихристово еретическое племя возвестило начало прихода времени, указанного Евангелием, святоотеческим учением и предвозвестием пророка Даниила. Священство из почетных служителей Слова сделалось позорными слугами антихриста, добровольно отдавшись ему в рабство. В Кириловой книге и Толковом апостоле сказано, что антихрист прежде пришествия Христова учинит, яже везде истинную жертву истребит и на месте святом поставит мерзость запустения" Мерзость запустения стало на месте святе в виде ложного учения с ложным таинством Евхаристии в некогда русской Церкви, а ныне церкви антихриста.
Поэтому дальнейшее рассуждения автора статьи о спасении и о церковных таинствах забавляет так как не имеет под собой никакого основания. Ведь единоверие представляет собой вовсе не Церковь Христову, а сообщество, созданное путем открытого соединения с новообрядцами. Пребывая с еретиками на правах унии и видя приоритет в обрядности и мнимой законности таинств, не слышат Христа говорящего, что "Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают".
Единоверцы величаются именем православных, молитвы творят по древним книгам, также служат литургии по старым Служебникам. Снаружи единоверческая церковь похожа на древлеправославную Церковь и вот люди без должного изучения внутренней ее стороны оказываются с легкостью пойманы в душеловку антихристовой церкви.
В большом катехизисе по этому случаю сказано "По истине ничто у них (еретиков) несть истинно, но все убо, еже еретики творят, от смышления своего. Како могут совершати действа Божии на игралищах своих, аще и Христа проповедуют, и веру вси похваляют, но вся сия льстиво и лживо творят, аще и церкви своя и клирики церковные, и писания божественная прочитают, и мнятся еже тем же крещением крещаются, еже есть пречистое тело и честную кровь имети, вся же сия не тако имеют, но инако и нечестиво"
Да будет всем известно, что совершенное, спасительное крещение производится лишь в истинной Христовой Церкви с трикратным погружением через приглашение триипостаснаго имени и не требует исполнения помазания миром в связи с отсутствием законного священства в мире.
И вот автор статьи далее силиться обвинить христиан поморцев, а вернее осудить в грехах, выходя тем самым за пределы учения православной Церкви и забывая слова Христа, говорящего не судите, и не осуждайте. Впрочем, все заповеди сказанные Христом в Евангелие относиться только к христианам.
Защищая Церковь и православную веру, оставаясь верными Христу, слышим слова мучеников, убеждающих нас словами "стойте твердо в вере и незыблемо, страха же человеческаго не убойтеся, ни ужасайтеся". И за все это мы получаем незаслуженные нападки и обвинения в "тщеславие, осуждение ближнего, надмение добродетелями, презрением к другим, бессовестности, самоуверенности, гордости.
Под лицемерными словами "братья и сестры во Христе" скрывается призыв соединения якобы в евхарестическом общении с любой из предлагаемых на выбор еретической церкви.
Предисловие к поморским ответам гласило: "Мы, Древлеправославныя Церкве остальцы, от православных праотцев и отцев родившиися и научившиися, православных древних архииреов и прочих священных отец и святых российских чудотворцев святое и богопросвещенное благочестие по священным староцерковным книгам соблюдаем".
В ответах на вопросы Андрей Дионисьевич, обосновывая богослужебную практику христиан поморцев: доказал приход в мир антихриста, существование Церкви без священства с возможностью исполнения таких таинств как крещения и исповедь "по нужде" простыми мирянами, выбранными из народа. Таинство евхаристии хотя и относится к "нужнопотребным", необходимым для спасения таинствам, однако после раскола Русской Церкви и отступления иерархии от истинной древлеправославной веры нет более возможности совершать это таинство видимым образом. И потому совершается духовное причастие, которое есть мистическое общение со Христом: «неимущии где причаститися, за неимение священника, чрез веру и добродетельное житие духовно причащаются, и тояжде благодати сподобляются". На это есть многочисленные указания и в святоотеческой литературе. Так, блаженный Феофилакт Болгарский в "Благовестнике' так толкует слова Евангелия от Иоанна: "И ты можеши не токмо по тайному причащению ясти и пити плоть и кровь Владычню, но по иному образу".
И мы, братья, если мы поморцы и называемся остальцами Древлеправославной Церкви, лучше будем жевать сухой хлеб, чем потеряем Веру, помня, что ничто так не делает нас христианами, как дела истины. Итак, не будем унижать себя сближением с неверными, но более возвысим себя молитвой за них и украсим свою веру родством со Христом.