Наконец-то пришла пора познакомить вас с тем, о ком я хотела рассказать изначально, до того, как ушла в дебри родового древа Прокудиных-Горских. Сергей Михайлович Прокудин-Горский: гениальный дилетант, который называл себя ученым, не окончив ни одного учебного заведения.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 (30) августа 1863 года в родовом имении своего отца Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. По преданию, необычное название деревни происходит от имени Фуник, который по легенде был казначеем Чингисхана. А исторические хроники также утверждают, что основателем рода Прокудиных-Горских был выходец из Золотой Орды. Подробнее об этом можно почитать тут.
У Сергея были все возможности получить блестящее образование. Он собственно его и получал, притом довольно долго. Поступил в Александровский, бывший Царскосельский лицей – тот самый, где учился Пушкин и его прославленные однокашники. Спустя некоторое время бросил – надоело.
Та же история произошла и с физико-математическим факультетом столичного университета, с Императорской Военно-медицинской академией, с Императорской Академией художеств. Всюду поступал, принимался учиться, а потом все бросал. Кстати говоря, в одном из учебных заведений он всерьез увлекся химией и был учеником, не очень долго правда, Дмитрия Менделеева.
Учеба завершилась в 1890 году. Сергей Михайлович всерьез увлекся фотографией, и все остальное сделалось ему неинтересно. Даже на скрипке почти перестал играть, а ведь любил.
Здесь, впрочем, была и другая причина – серьезная травма руки.
Фотография тогда была делом настолько новым, что соответствующих учебных заведений просто не существовало, а то бы он снова куда-нибудь поступил.
В мае 1890 г. Прокудин-Горский поступил на службу в Демидовский дом призрения трудящихся. Главной целью Демидовского дома трудолюбия было «бедным лицам женского пола свободного состояния доставить способы к производству рукодельных работ, посредством которых они могли бы честным и полезным образом снискивать содержание себе и своим семьям».
Кстати, буквально за пару недель до назначения он женится, причем очень даже удачно. Избранницей его становится Анна Александровна Лаврова. Его тестем стал генерал-майор артиллерии Александр Степанович Лавров, известный металловед, директор Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов. По всей видимости тестю работа Сергея Михайловича не слишком понравилась: может денег платили маловато, а может быть сыграло то, что наш молодожен был все время в окружении девиц разного возраста...так или иначе по протекции тестя Прокудин-Горский вошёл в состав правления крупного предприятия Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов и стал одним из руководящих сотрудников.
Про его семейную жизнь мало что известно. Однако примерно в эти годы происходят события подробно описанные мною в статье "Камергер - великий комбинатор". 22 января 1892 года в молодой семье рождается первенец - сын Дмитрий. А через 10 месяцев после его рождения появляется на свет дочка Катенька.
Именно в это время, то есть 1893 году, отец Сергея Михайловича выправляет себе паспорт и другие документы для бегства заграницу. 3 декабря 1894 его отца ловят, но меру пресечения избирают мягкую, отпускают под залог в 7000 предоставленный отставным Генерал-майором Александром Степановичем Орловым на жительство в гор. Гатчине, в этом же городе живет и его сын со своей семьей.
Летом следующего года у Сергея Михайловича рождается еще один сын, которого называют Михаил, возможно в честь отца. 28-29 ноября 1895 - оглашен приговор по делу отставного коллежского асессора Михаила Николаевича Прокудин-Горского, признанного виновным и заслуживающем снисхождения в том, что он из «корыстных видов… в 1893 г. составил от имени покойного потомственного почетного гражданина Ивана Филипповича Мыркина … вексель в 10000 р.»
В это время Сергей Михайлович активно изучает вопрос фотографирования в цвете, становится членом фотографического отдела Императорского русского технического общества, учрежденного по протекции Дмитрия Менделеева в 1878 году. Отдел изучал фотографирование и всячески способствовал развитию этого нового ремесла.
19 декабря 1895 мать Сергея Михайловича подает прошение, где говорится, что ее муж находится в болезненном состоянии – паралич правой стороны, поэтому она просит Начальника Главного тюремного управления отправить его в ссылку на собственный счет в сопровождении одного конвоира. Оно было удовлетворенно и 9 марта следующего года великий комбинатор отправляется в сибирскую ссылку, где в августе того же года его убьют разбойники.
В 1898 г. в качестве члена фотографического отдела Императорского русского технического общества, Сергей Михайлович выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». С этого времени он занимался организацией курсов практической фотографии при ИРТО, публиковал первые свои работы по техническим аспектам фотографии. Его работы выставлялись на Всемирной Парижской выставке 1900 года.
О его курсах пишут в газетах и журналах: «Курсы практической фотографии учреждены в С.-Петербурге С. М. Прокудиным-Горским с разрешения Министерств народного просвещения и внутренних дел. Курсы помещаются в лучшей части города (площадь Спаса Преображения, 2) в прекрасной обширной квартире с аудиторией на 80 слушателей, с прекрасными лабораториями, библиотекой и проч. Занятия будут состоять из лекций и практических занятий… Лекции будут прочитаны г-ми В. И. Срезневским, А. К. Ержемским, А. Л. Гершуном и С. М. Прокудиным-Горским. Практическими занятиями руководит сам инициатор курсов С. М. . Плата за полный курс из 16 лекций и 16 занятий назначена 35 рублей. На курсы записалось до 70 лиц из интеллигентных классов.» «Курсы практической фотографии С. М. Прокудина-Горского, Спб, Загородный пр., 36. Плата – 35 руб.»
2 августа 1901 года на улице Большая Подьяческая, 22, открывается фотоцинкографическая и фототехническая мастерская С. М. Прокудина-Горского. Именно здесь у него появится своя химическая лаборатория, тут же станут проходить занятия курсов, а позже, в I906 году, разместится редакция журнала «Фотограф-любитель». В этом же доме в течение 10 лет будет жить и семья Прокудиных-Горских. В своей «испытательной», как он назовет ее позже, лаборатории мастер начнет упорно работать над получением цветного изображения.
В 1902 году он отправился в Германию, в Шарлоттенбург. В то время там работал изобретатель Адольф Мите. Годом раньше Мите совершил своего рода прорыв в фотографии – сконструировал камеру для цветной съемки. А точнее, для «трехцветной естественной фотографии».
В ее основе лежала теория цветоощущения Джеймса Максвелла. Суть ее состоит в том, что человеческому глазу достаточно всего трех основных цветов – красного, зеленого и синего. Все другие цвета и оттенки получаются посредством их смешивания в разных пропорциях. С этого момента черно-белая фотография практически перестала существовать для Прокудина-Горского. Он создает усовершенствованный вариант камеры Мите и со всем мыслимым азартом приступает к съемкам. Когда и где Сергей Михайлович сделал свои первые цветные снимки, точно не известно.
В 1906 году, а именно в декабре, Сергей Михайлович едет в Среднюю Азию снимать солнечное затмение.
К сожалению, запечатлеть его не удалось из-за облачности, но поездка не прошла зря. Прокудин-Горский исследовал закоулки Самарканда и Бухары и результатом стала потрясающая коллекция редких для того времени цветных фотографий. 8 октября 1907 года в Самарканде происходит землетрясение и многие достопримечательности города остаются только на снимках Сергея Михайловича. Именно благодаря им появляется возможность восстановить мечети и медресе, пострадавшие от разгула стихии.
И в это время Сергею Михайловичу приходит в голову удивительный "прожект" - сделать фотоальбом Российской Империи, чтобы запечатлеть ее для потомков и ввести новый предмет "страноведение" в образовательных учреждениях страны.
В мае 1908 года Прокудин-Горский отправляется в Ясную Поляну, где делает свой знаменитый фотопортрет Льва Толстого. Как вспоминал автор снимка, писатель весьма живо интересовался всеми техническими нюансами фотографии и вопросом передачи изображения в истинных цветах. Подробно об этом можно прочитать здесь.
В следующем году и тоже в мае состоялась судьбоносная встреча Сергея Михайловича и Императора Николая II, который как известно был очень увлечен фотографией и привлек к своему хобби всю семью.
Фотограф вспоминал: «Ровно в половину девятого дежурный арап возвестил: «Их Императорские Величества», и в залу вошли Государь, Государыня со старшими дочерьми и приближенные лица свиты. Поздоровавшись со мной, Государь и Государыня заняли свои места… и Государь приказал начинать.
После первой же картины я услышал одобрительный шепот Государя… Во время перерыва, когда был подан чай с прохладительными напитками, Государь отделился от группы придворных и, подойдя ко мне, стал спрашивать, что я имею в виду делать дальше с этой замечательной работой… Каждая картина вызывала не только шепот одобрения, но даже громкие восклицания. По окончании вечера Государь и Государыня с детьми подошли ко мне, благодарили за доставленное большое удовольствие».
Сам царь в этот день записал в дневнике: «Вечером профессор Прокудин-Горский сделал интересное сообщение по фотографии в красках и показал много красивых снимков».
В результате император поручил Сергею Михайловичу то, чем фотограф и так занимался, – фиксировать разные уголки Российской империи. То есть снимать и дальше. Только теперь возможности Прокудина-Горского сделались просто фантастическими.
Ему выправили документы, позволяющие проходить и проезжать абсолютно везде, а всем государственным служащим следовало оказывать Сергею Михайловичу всяческую поддержку. В его распоряжение предоставили специальный вагон с фотолабораторией – сделали по спецзаказу. Пароход с командой – тоже особенный, способный перемещаться и по крупным рекам, и по мелководью. Лодку-моторку. Автомобиль марки «Форд».
Министры так не жили.
Всего запланировано за 10 лет сделать 10.000 снимков. Эти уникальные фотоматериалы Прокудин-Горский хотел использовать, прежде всего, для целей народного просвещения – установить в каждом училище проектор и показывать на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению всё богатство и красоту бескрайней страны. Этот новый учебный предмет должен был называться «Родиноведение»!
Вот как фотограф описывал одно из своих путешествий: «До Перми я доехал в своем вагоне и, оставив его там, пересел на предоставленный мне казенный пароход, на котором отправился в Чердынь… Там на пристани находилось уже все местное начальство, т. е. исправник, становой, городской голова и др. У пристани стояли две тройки в красивой наборной русской упряжи. Одна для меня, другая – под вещи…
Не успели мы с сыном сесть, как наша тройка понеслась, и через несколько минут мы буквально влетели в раскрытые настежь ворота и подкатили к подъезду большого деревянного дома. На ступенях крыльца стоял сам хозяин – Николай Петрович Алин с хлебом-солью, а около него жена с подносом с вином и рюмками. Это был чисто русский старинный прием почетных гостей.
После приветствия мы выпили с хозяином по рюмке наливки и вошли в очень большую приемную комнату, где уже был накрыт стол, уставленный всевозможными закусками и винами».
Сергей Михайлович во время своих путешествий постоянно тратил собственные деньги. И если сначала у него были какие-то средства, то со временем они почти полностью закончились. Об этом император, к сожалению, не позаботился. Видимо, решил, что он и так был чрезмерно щедр. Или же просто забыл. Тогда Сергей Михайлович придумывает интересный способ заработка: прибывая для съемок в какой-нибудь из городов, он со своей командой создает открытки с видами этого населенного пункта и продает их приезжим.
Тогда открытку послать - это как сейчас SMS или в соцсетях "зачекиниться". "Приехали в Курск. Здесь я обедаю и вспоминаю Вас". "Сейчас идем в Мариинку. Выезжаем 5-го, 12-часовым".
Проект закрыли в 1914 году, началась война и все деньги шли на ее обеспечение.
После Октябрьской революции 1917 г. Прокудин-Горский ещё несколько месяцев продолжал вести активную деятельность в России: вошел в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, в марте 1918 г. демонстрировал свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии», организованных по инициативе Внешколькного отдела Наркомпроса РСФСР. Со вступительным словом перед показом выступил сам нарком Луначарский, который оказался большим знатоком и ценителем цветной фотографии.
Вообще, надо сказать, что знания и опыт Сергея Михаловича действительно были востребованы новой властью, прежде всего, как крупнейшего специалиста по цветной печати. 25 мая 1918 г. глава советского правительства В. И. Ленин дал указание о включении Прокудина-Горского в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. Прокудинская типография на Б. Подъяческой, 22 теперь получала заказы от советских властей. Например, в том же 1918 г. издательство «Коммунистъ» заказывало там клише для книги В. М. Величкиной «Швейцария».
В августе 1918 г. Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ. Быть может, у мастера в тот момент возникла надежда, что новая власть позволит ему осуществить мечту, так и не сбывшуюся при царском режиме – чтобы его цветные снимки увидели миллионы школьников и студентов по всей России? Но ему уже было не суждено вернуться на Родину. Начинавшаяся в стране гражданская война делала практически невозможной дальнейшую работу в области цветной фотографии и кино. Командировка превратилась в эмиграцию. Новая жизнь, с новой женой и новыми детьми. Прежняя семья осталась в России, а у мастера случился роман с его помощницей.
Продолжение следует....