Неимоверно эстетский, красивый в каждом кадре, восьмисерийный сериал про того самого Тома Рипли, о котором когда-то был снят фильм "Талантливый мистер Рипли", получивший Оскар. Рассказываю о своих впечателниях после просмотра.
Как мы уже знаем, Том Рипли - небогатый парень с высоким интеллектом и преступными намерениями. Он втирается в доверие к наивным богачам и хочет не просто завладеть их имуществом, но присвоить их жизнь и занять их место.
Чёрно-белая ретро-эстетика
В кадре в основном Италия 60-х: Венеция, Рим, побережье. Здесь много старинных зданий, роскошных интерьеров, облупленных стен и водных пространств. Предметы искусства и обычные вещи вроде пепельницы или ручки - все имеет значение. Эффект усиливает черно-белая картинка и то, что это ретро-история. Авторы как будто говорят: наш уровень мастерства позволяет нам выключить цвет, и мы никуда не торопимся, вспоминаем Феллини и снимаем кино для себя, ну, и немножко для вас, если у вас хватит ума и вкуса это оценить.
Рипли-Мориарти
На Эндрю Скотта хочется смотреть, в нем есть глубина, загадка, он наполнен и при этом герметично закрыт. Но, как мне кажется, это актер с отрицательным обаянием. Еще и потому он так выстрелил в роли Мориарти в "Шерлоке": от него исходит опасность даже когда он просто смотрит и едва, уголками губ, улыбается. Почему это не считывают персонажи фильма - вот что удивительно! Почему они слепо доверяют ему?
Глупые богачи и невнимательные полицейские
Первое, что удивило меня в этой интерпретации истории о Рипли - почему Дики Гринлиф и Мардж Шервуд захотели общаться с этим странноватым парнем, зачем впустили его в свою жизнь? При просмотре "Талантливого мистера Рипли" такого вопроса не возникает. И там, и там есть сцена знакомства на пляже, когда Рипли в смешных плавках подходит к загорающей парочке. Мэтт Дэймон в ней, действительно, выглядит как нелепый милаха, вызывающий улыбку, а Эндрю Скотт - нет, он внедряется в чужое пространство и нарушает безмятежность.
Привязанность Дикки к Тому тоже кажется необъяснимой. Тот как будто водит Дикки за собой как бычка на веревочке. А Мардж, которой Рипли поначалу откровенно не нравится, по ходу сериала как будто теряет способность соображать и ведет себя все глупее. Или она всегда была глупой?
Ну и полицейский, расследующий дело, изображает бульдожью хватку, но не складывает два плюс два. Так и правда начнешь болеть за злодея.
Где мой Джуд Лоу?
Извините-простите, но забыть Джуда Лоу в роли Дикки невозможно. И актер Джон Флинн его, конечно, не переиграл. И дело не только в красоте (хотя и в ней тоже). И Дакота Фаннинг не переиграла Гвинет Пэлтроу. Та парочка победила эту, потому что была органичней, достоверней и вообще прекрасней.
Насчет Мэтта Дэймона и Эндрю Скотта еще можно поспорить. Их Томасы Рипли разные и каждый по-своему хорош. Хотя Рипли Мэта Даймона до поры до времени кажется добрым, приятным, своим парнем (и тем страшнее его истинное лицо), а Рипли Эндрю Скотта с самого начала - отстраненный, себе на уме, подозрительный тип. Хотя иногда на его лице появляется растерянная, почти детская улыбка.
Андрогинный персонаж
Приятеля Дикки Фредди Майлза играет актриса и певица Элиот Самнер, дочь певца Стинга. У нее действительно двойственная, андрогинная внешность. Всю жизнь ее путали с парнем, но в роли парня, в мужской одежде, она выглядит... переодетой девушкой. Неопределенность пола и ориентации сбивает с толку, и это, видимо, тот эффект, которого авторы и добивались.
Отдай своё сердце!
Постепенно присваивая себе жизнь Дикки (уже в первой серии Том крадет его ручку), Рипли как будто старается доказать самому себе и всему миру, что он прожил бы в шкуре этого богача-мажора гораздо более осмысленную и прекрасную, а возможно и великую жизнь. Он не стал бы бездарным художником, подражателем Пикассо. Он слушал бы лучшую музыку, восхищался великой культурой и искусством.
А гений и злодейство - вещи вполне совместные. Вот Караваджо, например, был одновременно гением и убийцей, прямо как он, Рипли. Но - нет. Это самообман социопата и преступника, постепенно превращающегося в маньяка. Хотя у него, как у любого отрицательного, но харизматичного персонажа, наверняка найдутся свои поклонники, надеюсь, не подражатели.
Рекомендую сериал "Рипли" любителям красивого и немного выпендренного, эстетского кино с медленно развивающейся нуарной историй. Ну и поклонникам Эндрю Скотта, конечно же!
А вот еще одна недавняя экранизация, намекающая на талантливого мистера Рипли.
Вспоминается цитата милейшего персонажа из известного советского фильма: "Мне здесь очень нравится, очень! Дом так устроен славно, с любовью. Так взял бы и отнял бы, честное слово!"