17 июля 1429 года произошло важнейшее для Франции событие – в Реймсе (а по традиции это можно было сделать только там) короновался дофин Карл Валуа, ставший, наконец-то, законным Карлом VII… (Мероприятие огромного значения! …Как мы помним, согласно Договору в Труа от 1420 года, побеждённый Карл VI Безумный признал наследником английского Генриха V – таким образом, дофин лишится своих прав, а Франция и Англия формально станут единой монархией… и легко понять, под чьим управлением…)
…Столь благоприятному для англичан развитию событий помешает – менее чем через два года – внезапная и почти одновременная смерть обоих подписантов… «За главного» по обе стороны Ла-Манша теперь, вроде бы, станет Генрих VI – но короновать его можно было очень нескоро!.. (Младенцу не исполнилось и года). В этой ситуации дофин несмело заявит о своих претензиях на французский престол… англичане сколь угодно могли смеяться над «буржским корольком» – но некоторые провинции Карла призна́ют!.. Таким образом, сакральный обряд миропомазания приобретал вполне политический смысл… (Забегая вперёд, упомянём, что после коронации число сторонников будущего Карла Победителя мгновенно и существенно вырастет).
…Какое-то время он продолжал отсиживаться в Бурже. (Нерешительность дофина объяснялась не только нехваткой войск – упомянутый договор прямо отсекал его от линии престолонаследия, именуя «злодеем и убийцей»). Более того – активно распространялись слухи о незаконнорожденности Карла (не лишённые, кстати, оснований). Таким образом, привести его на трон могло только чудо… И оно явилось – под именем Жанны д’Арк!..
…В мае 1429-го Дева освобождает Орлеан; в июне воодушевлённые французы очищают от англичан всю область Луары – встал вопрос, что делать дальше?.. Судя по источникам, Королевский совет и капитаны почти единодушно ни в какой Реймс не собирались!.. (Отчасти их можно понять – у дофина попросту не было денег на содержание армии… которая, между тем, ежедневно пополнялась добровольцами).
…Именно к ним и воззвала Жанна: «Клянусь, я надёжно поведу благородного дофина Карла и его войско, и он будет коронован в Реймсе». (Кстати, по воспоминаниям одного из участников событий, сам Карл почему-то предлагал ей «отдохнуть»… Воля Ваша – мы понимаем, что биография Орлеанской Девы существенно героизирована – но создаётся впечатление, что кроме неё при дворе действительно никто не осознавал важности момента!..)
…Так или иначе – войско выступило. Трёхнедельный поход станет настоящим триумфом – крепости, которых так опасались французские командиры, одна за другой открывали ворота!.. (Осечка чуть не вышла с вышеупомянутым злополучным Труа – но и здесь Жанна сломит волю противника, развернув целый спектакль с подготовкой штурма… Впечатление от гарцующей на коне Девы (вместе с грозными перемещениями войск) окажется слишком сильным… вдобавок, Карл согласится выпустить подобру-поздорову английский гарнизон – и простить жителей. Путь на Реймс был свободен!..
P.S. …Церемония пройдёт без подобающей пышности, но – по всем правилам. Франция получит законного короля. Жанна стояла в соборе со знаменем… её миссия была исполнена… (По официальной версии, жить Деве оставалось меньше двух лет – но мы имеем основания надеяться, что события пошли по более благоприятному сценарию…) Впрочем, это – совсем другая история.