Способов телефонного мошенничества много. На один из них пару дней назад попался и я. Хотя полагал, что хорошо знаю тему.
Звонит девица – мол, здрассьте, я из Википедии, техническая служба. Тут готовится ваша персональная страничка – надо, чтобы вы текст прочитали на предмет неточностей.
Никакие странички я википедиям не заказывал. Однако девица просит помочь: мол, будет глупо, если информация выйдет с ошибками, которые потом исправлять придется.
Пытаюсь выяснить, откуда ноги растут: чья инициатива-то? Девица этого не знает: она занимается только техникой. И, вообще, это обычная практика, а от вас ничего не требуется. Прочитайте – и всё.
Сразу скажу, что удар нанесли исключительно точный. Предложи они мне путевку в санаторий, медицинское обслуживание или добавить пару лет к трудовому стажу, я бы не стал разговаривать. Но я точно знал, что год назад одному из начальников на работе сотрудники подарили такую страничку ко дню рождения. А у меня тоже день рождения на носу – ну, мало ли… В общем, согласился – давайте, мол, прочитаю.
Дальше пошла череда глупостей с моей стороны. Мне на смартфон быстренько скинули какой-то файл, помогающий осуществить пробный просмотр на экране компа – щас, мол, загрузится. И, действительно, что-то стало загружаться – вот википедия, вот мои ФИО… Девица в курсе моих дел – знает и рабочую почту, и прочую ерунду. Но примерно через полчаса (мол, долго грузится!) она произносит следующую фразу:
– Спасибо за сотрудничество – теперь мы забрали все ваши деньги из Сбера и Альфы!
Как меня тогда не хватил инсульт – не знаю. Залезаю в Сбер: мой депозит закрыт! Звоню манагеру – он в отпуске. Начинаю нервно шуметь – меня соединяют с кем-то еще: там подтверждают, что я только что закрыл свой депозит и переложил все, что там было, на пенсионную карту. Ору, чтобы они тормознули все, что возможно – меня просят зайти. Та же история в Альфе –мой манагер тоже в отпуске, а я, как выясняется, хочу перевести куда-то 50000… Но служба безопасности приостановила операцию…
Бегу в Сбер. Да, депозит закрыт – а это разве не вы его закрыли полчаса назад? Впрочем, у меня был такой вид, что все стало понятно. Блокируем все, что можно, перевыпускаем карты, выпиваем стаканчик холодной воды, делаем вид, что успокоились. Вторая серия – в Альфе: там подтверждают, что налицо попытка перевода 50000, но она показалась им подозрительной. В общем, тот же перевыпуск карты, подписание каких-то бумаг, запоминание новых паролей и все такое прочее. Со смартфона удаляется закачанная туда программа – она, естественно, с вирусом.
Хорошо, что на каком-то этапе антивирусы и службы безопасности сумели-таки распознать нехорошесть. А мне посоветовали вообще ни с кем ничего не обсуждать. Хотя про Википедию ранее не слышали – мол, ну надо же…
Впрочем, это еще не все. Сижу в банке, хлебаю холодную водичку, а тут звонок: это Госуслуги, Михал Владимыч! Тут у вас с паролями что-то происходит, а давайте мы…
Попросил перезвонить через час – перезвонили! Еще раз попросил позвонить попозже – опять перезвонили. Но к этому моменту уже стало доходить, что ни хрена это не Госуслуги, а просто «продолжение банкета».
Мораль? А никакой морали… Не будьте блаженными идиотами, господа!