- Говорят, что нет ничего страшнее собственной смерти, но я с этим не согласен, Андрюша, самое страшное- это наблюдать за гибелью товарищей, не имея сил им помочь...
В неудобном ветхом кресле сидел старик, его глаза были направлены на внука, но он как будто смотрел сквозь мальчика.
- Деда, ты всегда с такой грустью говоришь о войне, но никогда не рассказываешь, что именно происходило. Почему эти люди...- Андрей остановился, пытаясь вспомнить нужное слово- кажется, фашисты, нам в школе о них рассказывали, такие ужасные? Я знаю, что они совершали плохие поступки, но ты говоришь об этом по-другому, не так как учителя. Расскажи хоть об одном событии, пожалуйста.
Уставшие, блеклые глаза Дмитрия Ивановича теперь сконцентрировались на мальчике. Старик прищурился и тяжело вздохнул, обдумывая просьбу внука.
- Плохие поступки... Нет, Андрюша, они были не просто плохими, а бесчеловечными, крайне жесткоми. - Дмитрий Иванович погрузился в воспоминания- моя история это подтверждает...
Старик начал свой рассказ.
***
Шёл 1942 год. Год, когда в один из летних дней немецко-фашистские захватчики окружили нашу деревню.
Не передать словами тот ужас и страх, который был в глазах людей. Никто не знал, как действовать, но все понимали, что этот день может стать последним для каждого.
Как только начался захват, небольшая группа людей попыталась бежать, поддавшись общей панике. Их расстреляли первыми. Я часто видел убийства на фронте, но они почти никогда не были так трагичны. На военном поле сердце черствеет, ты больше не видишь перед собой живого человека- только мишень. Но это убийство- иное... Фашисты стреляли не в врагов, а в мирных, ни в чём не повинных граждан- в маленькую пятилетнюю девочку и её мать, в стариков-инвалидов, женщин, мужчин. В этот момент стало понятно, что перед нами стоят самые жестокие и бесчеловечные существа на планете.
Они начали говорить, но я не ничего не слышал- гораздо громче их голосов звучали крики, стрельба и плач- всемирный скорбный плач. Но нацистов не могла остановить ни мольба, ни уговоры, ни слёзы. В следующий час они истребили 15 человек, оставив их бездыханные тела на виселицах. Это считалось способом воспитания граждан, запугивания, ведь главной целью фашистов являлся захват сознания русского человека. Этого они не достигли, поэтому начали убивать, стремясь стереть наш великий народ с лица земли.
Через 2 дня в деревне осталось 123 человека. Эти 48 часов стали для каждого адом на земле, спастись не мог никто.
Утром на 3 день всех оставшихся в живых согнали в сарай. Фашисты подожгли здание, пытавшихся убежать расстреливали.
***
-Чудом выжили я, двенадцатилетний мальчик и пятимесячная девочка- по искревлённой от ожогов щеке Дмитрия Ивановича покатилась слеза- Андрей, мне каждый день снятся эти люди, несокрушимый русский народ, доведённый до отчаяния... Разве после такого фашистов возможно называть людьми?...
Автор: Дарья Колосова