ЧТЕНИЕ: Из произведения святого Амвросия, епископа, О таинствах (№ 19-21. 24. 26-28)
Вода, без Духа Святого, не очищает
Прежде уже было тебе речено, что не следует доверять очам плоти, и речено было сие, дабы не случилось тебе говорить, подобно Нееману: "Сие то и есть великое таинство, коего "не видел глаз, не слышало ухо, и что не приходило на сердце человеку". Я же вижу лишь воду, а воду вижу я всякий день! Может ли вода, в которую входил я не раз, но не очистился, очистить меня?". Се, познай ныне, что вода лишь, без Духа, не очищает.
Читал ты, что в таинстве крещения "три" "одно" суть: вода, Кровь и Дух. И если одного из сих не достанет, не совершится таинство сие. Ибо что есть вода без Креста Христова, как не всеобычнейшая вода, лишенная силы таинства? Равно и без воды нет таинства возрождения, ибо, "если не возродится кто от воды и Духа Святого, не может войти в Царство Небесное". И оглашенный верует в Крест Господа Иисуса, коим был он ознаменован. Но если не будет он крещён во имя Отца и Сына и Духа Святого, - не возможет обрести отпущения грехов, ни сподобиться благодати.
Во времена Завета Ветхого, Нееман, Сириянин, семикратно погружался в воды. Ты же крещён во имя Троицы. Воспомяни, что исповедовал ты Отца,
Сына и Духа Святого. Запомни порядок, событий сих. Верою умер ты для мира, и воскрес для Бога. Ты как бы погребен был в водах, и, умерев для греха, воскрес в жизнь вечную. Посему уверуй, что вода не лишена силы.
Расслабленный, лежавший при купальне Вифезда, ожидал "человека". Кого, как не Господа Иисуса, рождённого от Девы? С пришествием Его, не заповедь исцеляет некоторых, но сама истина -всех. Иисус есть Тот, Чьего пришествия чаяли, и о Ком Бог Отец говорил ко Иоанну Крестителю: "На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым". И Иоанн свидетельствовал о Нем, говоря: "Видел я Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём". Почему Дух Святой нисходил во образе горлицы? Того ради, чтобы ты видел, и разумел, что горлица, которую праведный Ной послал из ковчега, прообразовывала Духа Святого, и дабы и в сем прозревал ты залог таинства.
Позволительно ли тебе ещё усомняться? Не речет ли о сем Отец в Евангелии: "Сей есть Сын Мой возлюбленный", и свидетельствует о том Сын, над Коим витает Дух Святой во обрезе горлицы, и подтверждает то Дух Святой, нисходящий во образе горлицы, при речении Давидовом: "Глас Господень над водами; Бог славы возгремел: Господь над водами многими", и, наконец, Писание утверждает, что, по просьбе Гедеоновой, огнь сошёл с небес, и, по молитве Илии, вновь нисходил он пожрать приуготованную жертву.
Не взирай на вид священников, но на служение их. Что до вида их, то, как почитаешь ты Илию, равно почти Петра и Павла, кои передали нам тайну, воспринятую от Господа Иисуса. Прежним, во уверение их, низведён был зримый огонь с небес, в нас же, сие зрящих, пылает огнь незримый. Им послужил он прообразом, нам же явился во увещание. Верую, что Господь, сказавший: "Где двое или трое собрались во имя Моё, там и Я посреди них", - присутствует здесь, будучи призван молитвою священников. И сколь более присутствует Он в Церкви, там, где совершается таинство.
Итак, ты погружаешься в источник крещальных вод. Воспомяни, что ответствовал ты. Ты ответствовал, что веруешь в Отца, веруешь в Сына, веруешь в Духа Святого. Не говорил ты: "Верую в большего, и меньшего, и последнего". Итак, в силу исповедания твоего, ты решился веровать равно в Сына, как и в Отца, и не иначе - в Духа Святого, как и в Сына, с тем, что веруешь ты в Крест едино Христа Иисуса.
Мне будет приятно, если вы скажете мне "спасибо" не только просмотром, комментарием или лайком, но и рублём. Вот ссылка для переводов: