Слово ронин буквально переводилось как « человек блуждающие волны», то есть «странник» или «бродяга». Ронины были бывшими самураями, которые остались без хозяина.
В японской культуре самураи были подобием европейских рыцарей. Основываясь на военной мощи различных региональных властителей Японии, самураи служили своему господину от начала и до конца службы.
Как и с европейскими рыцарями, в тот момент, когда самурайский даймё (он же феодал либо князь) погиб или освобождал самурая от службы, тот оставался без хозяина. Для крупной части Японии, особенно в период Сэнгоку дзидай (15 – й до 17 – го века), это было обычным делом. Бывшим самураям дозволялось искать работу в другом месте или даже выбирать другую профессию и становиться кем-либо еще.
В период Эдо (с начала 17- го до конца 19- го века) классовая система сёгуната стала намного жестче, и переход между различными классами людей стал почти невозможным. Это означало, что если самурай потерял своего хозяина, он не мог просто стать например фермером. Кроме того, бусидо того времени больше не разрешал самураям – теперь ронинам – работать у других князей даймё.
Согласно Бусидо, единственным приемлемым способом действий для самураев было совершение харакири (сеппуку), то есть ритуального жертвоприношения (вспарывание живота). Это делалось лишь с помощью более короткого из двух традиционных мечей, которые носили все самураи – танто . В лучшем случае, другой самурай должен стоять позади самурая без хозяина со своим более длинным мечом ( катана ), чтобы помочь с харакири.
Само собой, многие самураи потерявшие хозяина решили избежать этой участи и вместо этого становились ронинами. В поисках другой работы или способов выживания, ронины обычно становились наемниками, телохранителями, изгоями или просто группировались в бродячие банды преступников.