Найти в Дзене

Ганнибал. Переход через Клузийские болота

Весной 217 года до новой эры Ганнибалу Барке в Италии противостояли две римские армии – Фламиния и Сервилия. Они преграждали карфагенянам дороги к Риму: первый у Арретия, второй возле Аримина. В Аримине Сервилий заблокировал самый удобный для Ганнибала маршрут в центральную Италию, а Фламиний перекрыл основной проход к Риму через гряду Апеннинских гор у Болонии. Но Ганнибал, незаметно обойдя армию Фламиния кратчайшим путем через, казалось бы, непреодолимые Клузийские болота оказался в тылу у консула.

По свидетельству Тита Ливия: «Перевалив Апеннины, Ганнибал услышал, что Фламиний уже близ города Арретия. Это известие заставило его избрать самый короткий и самый неудобный путь – по болотистой низине, залитой в весеннюю пору года водами реки Арн. Четыре долгих дня и три ночи длился этот переход. Ганнибал еще раньше заболел глазами, ночная сырость и болотистый воздух обострили болезнь, а лечиться, не было времени, ни места и он окривел» (потерял один глаз). Со слов Полибия погибла большая часть галлов, не отличавшихся особой выносливостью и почти все вьючные животные.

Я неоднократно встречал в статьях недоуменные вопросы российский авторов по поводу предпринятого Ганнибалом маневра, в котором он избрал маршрут, позволяющий избежать встречи с римской армией Фламиния. Свое недоумение авторы обосновывают стратегией Ганнибала в его походе на Италию, которая была направлена на выявление и уничтожение римских армий. По их мнению, Ганнибалу сначала следовало уничтожить две разрозненные армии римских консулов, а затем беспрепятственно двинуться на Рим. Но карфагенский полководец при переходе через болотистую местность не только потерял многих воинов, но и лишился значительного количества лошадей. Поэтому выйдя на плодородную этрусскую равнину, Ганнибал уже не мог успешно использовать свое преимущество перед римлянами в кавалерии.

Но, во-первых, Ганнибал в Этрурии быстро восстановил численность своей конницы, а потери галлов Полибием сильно преувеличены. Во-вторых, перейдя Клузийские болота по свидетельству Полибия, карфагеняне двинулись на Рим, имея по левую руку город Киртоний, а по правую Тразименское озеро. Рим был на расстоянии всего двухсот километров или двенадцатидневных переходов. И самое главное, между Ганнибалом и Римом не было крупных воинских контингентов, способных остановить продвижение карфагенской армии.

Арретий был выбран консулом Фламинием по причине выгодного расположения города для сдерживания неприятеля, так как с трех сторон он был окружен болотами и густыми лесами. Единственная дорога на юг проходила непосредственно через Арретий и для того чтобы пройти Фламиния карфагенянам пришлось бы штурмовать крепостные стены города, который защищала 40-тысячная армия римлян и их союзников.

Выйдя к Тразименскому озеру, Ганнибал оказался ближе к Риму, чем две консульские армии. У него было, по крайней мере, три недели, чтобы подготовить свою уставшую армию к сражению с противником. Ближайшая консульская армия находилась примерно в 160 километрах от армии карфагенян и так как Фламиний не смог своевременно узнать о совершенном маневре Ганнибала, он упустил возможность совершить нападение на ослабленную переходом через Клузийские болота армию карфагенян.

Фламиний, который оказался в тылу карфагенян, устремился в погоню за противником, но Ганнибал теперь имел возможность выбирать предстоящее место битвы. Согласно Полибию: «Когда Ганнибал увидел, что Фламиний уже близко, то выбрал удобную для сражения местность и стал готовиться к битве». У карфагенского полководца было достаточно времени, чтобы выбрать наилучшее место для битвы и заманить Фламиния в узкий береговой проход Тразименского озера, где консульская армия была полностью уничтожена. Победа Ганнибала над римской армией у Тразименского озера по количеству участников остается крупнейшей засадой в военной истории. А переход карфагенской армии через Клузийские болота является одним из наиболее значимых и ранних примеров обходного маневра.

Зачастую выбор полководцем места сражения в конечном результате определяет его исход. В последующей битве при Каннах Ганнибал предусмотрительно использовал для ведения боевых действий не только рельеф местности, но и природные условия в виде порывистого восточного ветра, который направлял пыль в глаза римлян, затрудняя видимость на поле сражения.

Я полагаю, что Ганнибал уничтожил бы армию Сципиона в Африке, если бы действовал самостоятельно, а не исполнил настойчивый приказ карфагенского правительства немедленно выступать против римлян из Гадрумета. По мнению историков для окончательного формирования армии Ганнибалу не хватило всего лишь месяца, но он был вынужден подчиниться воле своего правительства, и двинулся вглубь материка. На этот раз уже римляне выбрали удобное для себя место решающей битвы, и против своей воли Ганнибал был вынужден принять сражение с объединенной римско-нумидийской армией на неблагоприятной для себя местности.

Со слов Полибия перед битвой при Заме: «Сципион расположился лагерем возле города Нарагары. Занятая под лагерь местность, удобная во всех отношениях, позволяла иметь воду на расстоянии выстрела из лука. Ганнибал подошел к неприятелю стадий на тридцать и разбил лагерь на возвышенности, которая, казалось бы, была удобна для этого во всех отношениях, только отстояла далеко от воды, так что солдаты Ганнибала сильно страдали от жажды». Дион Кассий пишет, что: «Ганнибал не хотел сражаться, но в продолжение всей ночи трудился над разбивкой лагеря и копанием колодцев. Хотя они (карфагеняне) находились в тяжелом положении от утомления и жажды, но Сципион принудил их против желания принять бой». По свидетельству Аппиана: «Ганнибал всю ночь провел среди равнины, лишенной воды, все время, копая колодцы. Его войско, выгребая песок, с трудом находило себе немного мутной воды для питья. Без отдыха и пищи, некоторые даже в оружии, его воины провели ночь. Заметив это, Сципион на самом рассвете двинулся на них, утомленных дорогой, бессонницей и жаждой. Ганнибал был недоволен, что ему приходится вступать в сражение не тогда, когда ему хотелось бы».

Таким образом, переход армии Ганнибала через Клузийские болота со стратегической точки зрения был оправдан полученной свободой передвижения карфагенян по территории Италии. Ничтожные потери Ганнибала в Клузийских болотах в несколько сотен кельтов и тысячи лошадей, были затем оправданы полным уничтожением 40-тысячной римской армии у Тразименского озера и 4-тысячного кавалерийского отряда Сервилия, брошенного консулом в самостоятельный рейд на соединение с Фламинием.

-2
-3