Планируется значительное увеличение налога на иностранные автомобили, не собранные в России. Так, к 2025 году на автомобили с двухлитровыми двигателями придется доплачивать до 1 170 000 рублей. Это может повлечь за собой серьезные финансовые издержки для владельцев таких автомобилей. Поэтому решение о покупке автомобиля стоит принимать осознанно и возможно рассмотреть варианты приобретения до введения новых налоговых ставок.
Соответствующий проект постановления правительства о введении долгосрочной шкалы индексации утилизационного сбора на легковые автомобили, включая не локализованные модели, был опубликован 15 июля. Данный документ был разработан комитетом Госдумы по промышленности и торговле, а также комитетом Совета Федерации по экономической политике. Интересно, что экспертный совет, возглавляемый руководителем "АвтоВАЗа" Максимом Соколовым, активно выступает за индексацию сбора с целью защиты от "ценовой экспансии" нелокализованных китайских автомобилей. Обсуждение проекта будет продолжаться до 20 августа. В случае принятия документа, автомобильные компании, ввозящие импортные машины в Россию, будут обязаны доплачивать повышенный утилизационный сбор уже с 1 октября 2024 года. Ужесточение коснется только брендов, которые не организовали производство в России или Белоруссии.
Как будет рассчитываться утильсбор "по-новому":
По расчетам Минпромторга, если объем производства отечественных и локализованных автомобилей будет достаточным, утилизационный сбор на ввозимые машины вырастет уже в 2024 году. Предполагается, что ставка увеличится планомерно: на 70-85% в первый год и на 10-20% в последующие годы. Утилизационный сбор – это дополнительная сумма, которую импортеры платят при ввозе автомобилей для их последующей продажи в России, наряду с таможенными пошлинами и налогами. В случае локализации производства модели, автокомпании получают компенсацию от государства, в зависимости от уровня локализации. Чем выше локализация, тем больше компенсации получает компания. На данный момент в России установлены следующие ставки утилизационного сбора:
- 306 000 рублей за автомобили с двигателями объемом до 2 литров,
- 844 800 рублей на автомобили с двигателями от 2 до 3 литров,
- 970 000 рублей на автомобили с двигателями от 3 до 3,5 литров,
- 1,235 миллиона рублей на автомобили с двигателями объемом более 3,5 литров.
Для электрокаров сбор за новую машину зафиксирован на уровне 32,6 тыс. руб., но если ввозить их через Белоруссию, придется доплатить более 300 тыс. руб.
С учетом предложенных изменений, к 2025 году доплата за автомобили с объемом двигателя до 2 литров достигнет 667 000 рублей, а в 2030 году – до 1 170 000 рублей. Различные расчеты и предложения содержатся в письме председателя комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимира Гутенева, который был направлен премьер-министру Михаилу Мишустину. По их мнению, в первую очередь увеличение утилизационного сбора затронет не локализованные китайские бренды.
В случае очередного повышения утильсбора придется доплачивать:
На основе заявлений Минпромторга и проекта постановления о коэффициентах можно сделать вывод о планируемом увеличении утилизационного сбора на автомобили, включая нелокализованные бренды. Председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев в своем письме премьер-министру Михаилу Мишустину также предложил повысить утилизационный сбор для электрокаров. Однако Минпромторг отказался от этой идеи.
Кого затронет повышение утильсбора?
Повышение утилизационного сбора больше всего затронет нелокализованные автомобильные бренды, в частности, китайские марки.
Указывается, что автопроизводители, организовавшие производство в России — даже неофициально, могут рассчитывать на льготы при ввозе своих автомобилей из-за высокой степени локализации. Однако компании, где преобладает крупноузловая сборка, могут понести значительные финансовые издержки из-за увеличения утилизационного сбора. Предсказывается, что следствием увеличения сбора станет рост цен на автомобили, что, в свою очередь, может отразиться на поведении покупателей и производителей.
Эксперты высказывают мнения как о возможных компенсациях для автопроизводителей, так и о возможном влиянии на цены на автомобили. Есть разногласия относительно того, стимулирует ли увеличение утилизационного сбора привлечение китайских автопроизводителей к созданию производства в России. Со стороны Минпромторга такой шаг можно рассматривать как меру, которая может обеспечить условия для инвестиций, но мнения насчет привлечения именно китайских производителей разделились. В целом, решение о повышении утилизационного сбора может серьезно повлиять на отечественный автомобильный рынок.
Как сильно подорожают машины?
В качестве примера можно привести недавние расчеты от РОАД по ввозу седана Jetta VA3 в возрасте от 1 до трех лет если оформлять автомобиль на юр. лицо.
В Китае такую машину можно купить за 74 080 юаней (~1 миллион рублей), а в России — за 2 319 860 руб.
По подсчетам РОАД, к себестоимости автомобиля (1 млн) дополнительно прибавляются официальные сборы в размере 721 636 руб.: утильсбор (300,6 тыс. руб.), таможенная пошлина (150 тыс.), НДС (230 тыс.), акциз (5 936 руб.) и СБКТС (32 тыс.). Также приходится оплачивать сбор за таможенное оформление (3,1 тыс. руб.). Доставка оборачивается в дополнительные расходы в 240 тыс. руб.
Теперь на первом этапе автомобиль подорожает на 250 тыс. руб. — до 2 569 854 руб.
Как еще один пример, можно провести расчеты для одного из китайских бестселлеров в России — Chery Tiggo 7 Pro Max. Автомобиль с силовым агрегатом 1,6л сейчас стоит от 2 780 000 руб. в переднеприводном исполнении и до 3 350 000 руб. в максимальной комплектации с полным приводом. К этим ценам и можно будет условно прибавить 250 тыс. руб. в 2024 г. и более 350 тыс. руб. — с 2025 г.
Начнут ли производители строить заводы в России?
Увеличение утилизационного сбора в первую очередь затронет иностранные автомобили, не производимые в России, главным образом — китайские бренды. В РОАД сообщили, что к марту 2024 года в России представлено 57 китайских марок автомобилей, из которых 11 работали до введения санкций, в том числе Chery, Haval, Geely, Changan, Exeed, Omoda, JAC, FAW, Great Wall, GAC и Dongfeng. С 2022 года дополнительно были открыты официальные представительства 19 китайских брендов. Также в стране существуют китайские марки без официальных представительств, такие как Zeekr, BYD и Lynk and Co, их количество составляет 23 автомобильные марки. На текущий момент только один китайский бренд, Haval, производит автомобили в России, а также в Белоруссии выпускают автомобили под маркой "БелДжи" на базе моделей Geely. Производство также осуществляется на бывшем заводе Nissan для моделей XCite, а заводы "Москвич" и Волга выпускают автомобили JAC и Changan соответственно.
По мнению Национального автомобильного союза, компенсации утилизационного сбора будут получать компании с высокой степенью локализации, такие как Haval и "БелДжи". Но автомобильные заводы, где осуществляется крупноузловая сборка, могут не получить поддержку. По словам главы НАС, компании, занимающиеся сборкой автомобилей в НИЗ почти не получат компенсации из-за увеличения утилизационного сбора. В то же время, отечественные производители электрокаров, такие как Evolute и "Москвич", могут рассчитывать на поддержку. Вредное влияние на отрасль могут испытать компании "Соллерс" и "Автотор", так как они осуществляют крупноузловую сборку.
Эксперты предполагают, что увеличение утилизационного сбора приведет к росту цен на автомобили, а также к изменению поведения как покупателей, так и производителей. По мнению главы аналитического агентства "Автостат", после введения новых правил цены на автомобили неизбежно увеличатся. Минпромторг полагает, что увеличение утилизационного сбора не повлияет на стоимость локализованных автомобилей благодаря государственной поддержке. Однако Национальный автомобильный союз считает, что импортеры автомобилей автоматически повысят цены на величину утилизационного сбора, что может стать поводом для поднятия цен и для других компаний, таких как АвтоВАЗ.
По мнению Минпромторга, увеличение утилизационного сбора может быть мерой, способствующей привлечению инвестиций отечественных и зарубежных производителей к созданию совместных производств. Однако глава НАС сомневается в том, что китайские производители будут заинтересованы в развитии производства в России из-за предпочтения продаж своей домашней продукции. Прогнозируется, что автомобили подорожают, и новые правила могут вступить в силу с 1 октября 2024 года.