Эта мобильная система малой дальности, известная по классификации НАТО как SA-15 Gauntlet («Латная рукавица»), критически важна для России в противодействии украинским воздушным угрозам, таким как самолеты, вертолеты, БПЛА и высокоточные боеприпасы.
ЗРК «Тор-М1», получивший обозначение 9К331, представляет собой автономный самоходный зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для защиты воинских частей и объектов критической инфраструктуры от современных и перспективных воздушных угроз, включая высокоточные средства поражения, самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, управляемые бомбы и БПЛА. Система объединяет боевые информационные системы, средства связи и вооружение на одном гусеничном шасси, образуя компактную и функционально законченную тактическую единицу.
Согласно просочившемуся на Западе руководству, система «Тор-М1» включает в себя несколько ключевых компонентов. Боевая машина (9А331) является ядром, в котором размещены все основные системы. Ракетный модуль (9М334) содержит четыре ракеты 9М331 в вертикальном транспортно-пусковом контейнере (9Я281) и не требует технического обслуживания в течение всего срока службы (на каждой пусковой их два). Система поддерживается дополнительными машинами, такими как транспортно-заряжающая машина (9Т244), транспортная машина (9Т245), машины технического обслуживания (9В887М и 9В888-1М), комплект такелажного оборудования (9Ф116), групповая машина ЗИП (9Ф399-1М1) и автономный электронный тренажер оператора (9Ф678).
По характеристикам «Тор-М1» может одновременно обнаруживать до 48 целей и поражать две одновременно. Он имеет дальность обнаружения до 27 км, азимут обнаружения 360° и диапазон возвышений 0–32° или 32–64°. Система обнаруживает цели на высоте до 23 км и поражает цели на дальностях от 1 до 12 км и высотах от 0,01 до 6 км, на скоростях от 10 до 700 м/с. Он способен поражать цели с максимальной поперечной перегрузкой 10 g и минимальной отражающей поверхностью 0,1 м². Время реакции составляет 7,4 секунды с позиции и 9,7 секунды с короткой остановки после движения. Каждая боевая машина оснащена восемью ракетами, вероятность поражения одной ракетой составляет 0,45-0,8 для самолетов (типа Ф-15), 0,62-0,75 для вертолетов, 0,93-0,97 для крылатых ракет и 0,75-0,9 для высокоточного оружия (например, "Хаймарс").
Ракета 9М331 весит 167 кг, имеет длину 2898 мм, диаметр 239 мм, размах крыла 650 мм, размах рулей 530 мм. Он несет осколочно-фугасную боевую часть массой 14,8 кг. Максимальная скорость ракеты составляет от 700 до 850 м/с, минимальная скорость маневрирования - 300 м/с, максимальная поперечная перегрузка - 15-16 g. Катапультное устройство (для выброса ракеты вверх при старте) весит 9 кг.
В состав РЛС и системы наведения «Тор-М1» входит когерентно-импульсная РЛС кругового обзора, работающая в сантиметровом диапазоне волн, с мощностью передатчика 1,5 кВт. Он обеспечивает разрешение до 2,0° по азимуту, 4° по углу места и 200 м по дальности, а время сканирования составляет 1 секунду. Он имеет вероятность обнаружения не менее 0,8 для самолетов типа F-15 на дальностях 25-27 км, не менее 0,7 для БПЛА на 9-15 км и 0,6-0,8 для зависающих вертолетов на 13-20 км. Он также может обнаруживать наземные вертолеты с вращающимися винтами с вероятностью 0,4–0,7 на дальностях 13–20 км. РЛС наведения и сопровождения (СВР, СПК) представляет собой когерентно-импульсную доплеровскую РЛС с фазированной антенной решеткой, способную осуществлять электронное управление лучом для быстрого сопровождения цели, имеет вероятность автосопровождения самолета на уровне 0,5 на 23 км, возрастающую с увеличением близость. В качестве дублирующего используется телевизионно-оптический прицел для автосопровождения цели по угловым координатам.
Комплекс «Тор-М1» эффективно работает в разнообразных природных условиях. Он может работать на высоте до 3000 метров над уровнем моря и в диапазоне температур от -50°C до +50°C, выдерживая скорость ветра до 20 м/с и влажность до 98% при температуре 30±5°C. . Его боевая машина способна развивать скорость до 65 км/ч по шоссе и 45 км/ч по грунтовым дорогам. Машина весит 37 тонн, имеет запас хода 500 км. Экипаж состоит из трех человек, включая водителя-механика.
Развертывание ракеты предполагает использование транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) для загрузки ТПК в боевую машину в вертикальном положении, при этом время подготовки к загрузке двух модулей составляет примерно 25 минут. Управление запуском ракеты и этапами полета осуществляется средствами автоматики пуска на боевой машине, которая инициирует ряд проверок и последовательностей, включая запуск электрических систем и гироскопического автопилота, проверку цепей безопасности и готовность пиротехнических устройств. Пиротехническое устройство воспламеняется, выбрасывая ракету из контейнера на высоту 15-20 метров. Динамика в полете включает в себя начальное наведение с использованием газового рулевого управления, переход к аэродинамическим поверхностям управления по мере достижения ракетой эффективных скоростей и постоянную корректировку наведения на основе данных радара с возможностью самоуничтожения, если ракета не попадет в цель.
В «Тор-М1» используются такие методы наведения, как трехточечный метод наведения, удерживающий ракету на прямой визировании на цель, и полувыпрямляющий метод наведения, который корректирует траекторию ракеты в направлении точки перехвата впереди цели. , уменьшая необходимые маневренные силы. При обстреле на малой высоте специальный трехточечный метод позволяет избежать отражений от земли. На протяжении всего полета автопилот стабилизирует ракету относительно ее осей по сигналам датчиков.
Наконец, «Тор-М1» включает в себя такие функции безопасности, как механизм самоуничтожения, активируемый, если ракета не достигает цели, предотвращая непреднамеренный ущерб. Электромеханическая защита предотвращает случайный запуск и обеспечивает контролируемую последовательность зажигания.
Теперь стоит сказать, что этот комплекс был принят на вооружение в далеком 1991 году и до сих пор остается актуальным. Позднее на его базе появились различные модификации из которых самой последней является ЗРК "Тор-М3". Существуют различные варианты данного комплекса - арктический «Тор-М2ДТ» на базе двухзвенного гусеничного транспортёра ДТ-30, морская версия комплекса «Тор» с ракетой 9М330-2 ("Кинжал-3К95"), на гусеничном, колесном ходу и возможность размещать стационарные модули.
Также хочется напомнить, что не задолго событиям на Украине в 2019 году МО РФ подписало контракт на общую сумму почти 100 миллиардов рублей (курс доллара составлял 64 рубля, так что это 1,5 миллиарда долларов) с Ижевским электромеханическим заводом «Купол» на поставку зенитных ракетных комплексов «Тор-М2» и «Тор-М2ДТ».
В ценах 2013 года дивизион "Тор-М1" (12 ПУ) стоил примерно 5,7 млрд рублей.