Армения — страна с богатым культурным наследием и историей, глубоко уходящей корнями в античность. Армения может по праву гордиться тем, что именно на ее землях была построена одна из первых в мире христианских церквей. Это событие имело большое значение как для армянского народа, так и для христианского мира в целом. В этой статье мы расскажем об этом замечательном сооружении и его значении в истории.
Исторический контекст
Как известно, Армения — первая страна, принявшая христианство как государственную религию. Произошло это в 301 году н. э. благодаря усилиям Григория Просветителя (256 — 352 гг. жизни) и царя Трдата III (250-е — 330 гг. жизни). Григорий Просветитель, также известный как Григорий Лусаворич, сыграл ключевую роль в обращении армянского народа в христианство. Он был первым католикосом (главой) Армянской Апостольской Церкви и основателем первой христианской церкви в Армении, и, возможно, всего мира — Эчмиадзинского собора.
Эчмиадзинский кафедральный собор
Эчмиадзинский собор был возведен в городе Вагаршапат, который сегодня чаще называют Эчмиадзин. Строительство началось в 301 г и завершилось в 303 г. Собор стал духовным центром Армянской Апостольской Церкви и символом христианской веры в Армении.
Название "Эчмиадзин" в переводе с древнеармянского значит "сошествие Единородного". Согласно преданию, Григорию Просветителю явилось видение, в котором Иисус Христос сошел с небес и указал место для строительства церкви. Это видение стало основой для выбора места и строительства собора.
Архитектура собора
Эчмиадзинский кафедральный собор представляет собой уникальный образец раннехристианской архитектуры. Изначально он был построен из дерева в виде базилики — прямоугольного вытянутого здания со входом в переднем торце и закруглением в противоположном — типичной формы древнеримских зданий для общественных собраний.
Но в V веке он был перестроен в крестово-купольный храм. Собор имеет центральный купол, поддерживаемый четырьмя массивными колоннами, и четыре апсиды, расположенные по сторонам света.
Собор неоднократно перестраивался и реставрировался: в 7 веке деревянное здание было преобразовано в каменное, а в 17 веке соорудили новый купол, остающийся по сей день, и трехъярусную колокольню. В прошлом веке провели крупную реставрацию: купол облицовали свинцом, колонны и арки укрепили. Также построили новый мраморный алтарь, который используют для литургий и сегодня, выложили мрамором пол. Фрески на стенах храма освежили и дополнили новыми элементами.
Внутреннее убранство собора впечатляет своей красотой и грандиозностью. Стены украшены фресками и мозаиками, изображающими сцены из Библии и житий святых. В соборе также хранятся многочисленные реликвии и святыни, привлекающие паломников со всего мира. Среди них — Копье Лонгина (именно им, согласно преданию, пронзили тело распятого Христа), фрагмент ковчега Ноя, мощи св. Стефана и частица посоха апостола Варфоломея.
Религиозное и культурное значение
Естественно, этот древний кафедральный собор имеет огромное религиозное и культурное значение для армянского народа и христианского мира вообще. Он является не только местом поклонения, но и символом духовной преемственности христианской традиции.
Собор служит резиденцией католикоса всех армян, главы Армянской Апостольской Церкви. Здесь регулярно проходят важные религиозные церемонии, такие как рукоположение священников, освящение мира и празднование главных христианских праздников.
Эчмиадзинский собор также является центром культурной и образовательной деятельности. При соборе действует духовная семинария, где готовят будущих священнослужителей и богословов. В музее собора хранятся уникальные артефакты и реликвии, связанные с историей христианства в Армении, которые время от времени выносят на церковные службы.
Влияние на мировую культуру
Одна из первых в мире, эта главная христианская церковь Армении оказала значительное влияние на развитие христианской архитектуры и искусства. Эчмиадзинский собор стал образцом для строительства многих храмов в Армении и за ее пределами. Его архитектурные особенности и декоративные элементы отразились в многочисленных церквях и монастырях, построенных в последующие века. Например, французская церковь в Сен-Жермен-де-Пре (9 век) и итальянская Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро в Миалне (15 век) испытали влияние армянской архитектуры Эчмиадзинского собора.
Кроме того, собор стал символом духовного и культурного наследия Армении. Он привлекает тысячи туристов и паломников со всего мира, желающих прикоснуться к истории и почувствовать атмосферу древнего храма.
Заключение
Церковь, построенная в Армении, является уникальным памятником истории и культуры. Эчмиадзинский кафедральный собор является символом духовного единства и преемственности христианской традиции, а также служит центром религиозной и культурной жизни армян. Его архитектура и богатое убранство веками впечатляли и вдохновляли архитекторов, а историческое и религиозное значение делают его важным для изучения по сей день.