1. История Джошуа Белла: Эксперимент в метро 🎻
Я думаю, каждому попадалась на глаза история о том, как известный скрипач Джошуа Белл играл в метро, приняв участие в эксперименте, организованном газетой The Washington Post в январе 2007 года. Целью эксперимента было изучение восприятия красоты в повседневной жизни. Белл, надев бейсболку и обычную одежду, играл на своей скрипке Страдивари 1713 года на станции метро L’Enfant Plaza в Вашингтоне во время утреннего часа пик.
За 43 минуты его выступления более тысячи человек прошли мимо, но лишь 27 человек дали деньги, и только семеро остановились послушать его. В общей сложности он собрал 32,17 доллара, из которых 20 долларов были отданы женщиной, которая его узнала. Три дня до этого он выступал на концерте, где билеты стоили сотни долларов, а зал был заполнен до отказа.
Этот эксперимент показал, что восприятие искусства сильно зависит от контекста и окружения. Даже самая прекрасная музыка может остаться незамеченной в суете повседневной жизни, если она представлена в непривычных условиях.
2. Не всё так просто с этим экспериментом 🤔
Подобные разовые эксперименты у меня вызывают больше вопросов, чем дают исчерпывающие ответы. Экспериментаторы сделали выводы из одного случая, но мне, как человеку, который занимался уличной музыкой, хотелось бы сравнить историю Джошуа Белла с историей реального уличного музыканта-скрипача, помещенного в аналогичные условия. А также хочется спросить: достаточно ли зарабатывать за неполный час 32,17 доллара, чтобы прожить в Нью-Йорке следующий день — оплатить комнату, еду, амортизацию музыкального инструмента и другие расходы? Всё познается в сравнении.
Любой уличный артист совершает множество действий, чтобы проверить свои гипотезы и поддержать надежды на лучшее: выступает регулярно, меняет продолжительность выступлений, обновляет репертуар. Это, в свою очередь, дает полное представление о пригодности локации для уличной музыки для конкретного музыканта.
Из своего опыта могу сказать следующее: у меня всегда была возможность сыграть прохожим известную песню или свою любимую собственного сочинения. В большинстве случаев, согласившись с предложением и услышав новую красивую «неизвестную» песню, люди оставались по-настоящему довольны сделанным выбором. А я в ответ разучивал новый материал для некоторых «постоянных» слушателей и после презентации в подземном переходе получал хорошее денежное вознаграждение.
И в завершении повествования о музыке в метро Нью-Йорка, чтобы не останавливаться на печальном итоге эксперимента, а намеренно сфокусироваться на позитивном, добавлю: Джошуа Белл всё же смог заработать, используя свой талант; 60% от гонорара принес один человек, который узнал его, — истинный ценитель и знаток красивой музыки, не поскупившийся на щедрое вознаграждение.
3. А как там дела на улице: безлюдно, сыро и морозно? ❄️
Было время, когда я сам занимался уличной музыкой в переходах Минска и Таллинна: по 2-5 часов в день, 4-5 раз в неделю, во все времена года, в течение почти двух лет.
В период, когда жил исключительно за счёт уличных выступлений, я знал, какую минимальную сумму денег мне необходимо выручить каждый день. «Ты не можешь не пойти в переход или на вокзал, ты не можешь с температурой отсидеться дома» — эти слова держали меня в постоянном напряжении, но у меня был хоть какой-то план для действий — выживания в сложившихся обстоятельствах.
Спустя некоторое время я для себя отметил ряд факторов, которые ограничивают и сдерживают развитие творческого процесса в уличной музыке:
- Рабочее пространство: людные, узкие места не подходят для массовых мероприятий. Нельзя, да и нет необходимости, давать рекламу о предстоящем концерте, будь то великого артиста или малоизвестного музыканта. Это создаст препятствие на пути прохожих и приведет к вмешательству правоохранительных органов.
- Ожидания публики: прохожие не предъявляют высоких требований к качеству и количеству исполняемого материала, а также к внешнему виду артиста. Как следствие, гонорар уличного музыканта остается низким и нестабильным.
- Погодные условия: переменчивая погода причиняет ущерб инструментам и влияет на физическое состояние артиста. Даже с учетом этих значительных минусов уличной музыки, я не стесняюсь вспомнить былое и порадовать прохожих и друзей игрой на акустической гитаре в подземном переходе.
4. Неожиданный эксперимент в Минске 🎸
Я тоже поучаствовал в эксперименте, сам того не зная: решил поиграть для себя на гитаре в родном городе Минске, чтобы восстановить форму, да и просто давно этого не делал. Поставил закрытый чехол от гитары вертикально у стенки, чтобы люди не смогли кидать внутрь монеты и купюры, и решил петь больше своих песен, чем известных рок-групп. Но прохожие придумали способ, как меня отблагодарить: давали деньги в руки, для чего мне приходилось останавливаться; подходили к чехлу, находили на нем выступающую часть, на которую можно было положить монеты.
И тут я задумался: у тебя есть талант, который приносит пользу тебе и другим людям; ты любишь петь — и делаешь это хорошо и искренне; публика готова за это платить... Так какие же должны быть твои следующие действия?
А ответы появляются в процессе общения со слушателями в перерывах между песнями: где бы я ни играл уличную музыку, раз в неделю подходил хоть один человек и говорил: «Парень, а почему ты здесь поешь, в этих условиях? Почему не на сцене зала?» А я, не скрывая своих намерений, отвечал: «Так и будет! Сейчас я пою в переходе, чтобы все заработанные средства потратить на свою будущую музыкальную группу: звукозапись, новые музыкальные инструменты и оборудование».
Когда ты знаешь о своих талантах и способностях, а люди в подтверждение твоих знаний четко подмечают это в тебе, то такая смесь знаний служит хорошим топливом для достижения правильных целей.
5. Так тому и быть. 🌟
С некоторыми благодарными прохожими, а теперь друзьями, я поддерживаю тёплое общение и в скором времени порадую их творческими достижениями, анонсированными при нашей первой встрече. Эпоха моей уличной музыки закончилась — не хочу и не буду активно ей заниматься. Началась новая эпоха. Конец — это новое начало.