Найти тему

Перепутали Пушкинский музей и Музей А.С. Пушкина? Не вы одни такие.

Если Вы собрались посетить Пушкинский музей на Кропоткинской, имея в виду изобразительный музей имени Пушкина, то имейте в виду, что на станции метро Кропоткинская есть еще и государственный музей имени Пушкина. В первом Вас ждут скульптуры и картины (нас они пока не дождались, но это я забегаю вперёд), а во втором - знакомство с творчеством и биографией Пушкина.

Пушкинский музей (который не о Пушкине, а об изобразительном искусстве) расположен по адресу: Москва, ул. Волхонка, 12, а Музей Пушкина по адресу: Москва, Пречистенка, 12/2.

Понятия не имею, в какой момент вместо дороги до Пушкинского музея я нагуглила адрес музея Пушкина, но факт остается фактом: Яндекс карты а также синие указатели на улицах привели нас ко входу в особняк Хрущевых-Селезневых.

Наложив воспоминания о Пушкинском музее на картинку входа, совпадений я не обнаружила. Но, вспомнив, что несколько лет назад, из-за ремонта мы входили через какие-то боковые входы, я вошла в двери.

Единственным оправданием моим поступкам может послужить то, что о существовании Государственного музея имени А. С. Пушкина я на тот момент не имела ни малейшего понятия.

-2

Под звуки концерта мы приобрели билеты (смутные сомнения, терзавшие мою душу, медленно но верно перерастали в уверенность...), и я застыла в недоумении, что делать дальше.

В момент моего легкого ступора, некий молодой человек подошел к кассе с билетами в руках, и из его диалога с сотрудниками музея стало понятно, что это не Пушкинский музей, а музей Пушкина, что билеты не вернуть, и что наша судьба на сегодня не изобразительные искусства, а великий русский поэт.

Кстати, молодой человек принял аналогичное решение. То ли потому, что тоже верит в судьбу, то ли потому, что ему не вернули деньги.

И мы пошли, по принципу "лучше поздно, чем никогда", предварительно уточнив дорогу.

-3

Вниз и вверх по мраморным ступеням, мимо теней прошлого, застывшего на стенах...

-4

Мы оказываемся перед входом в первый зал. Так как экспозиция не линейная, особняк достаточно большой, залы расположены на 2 этажах, посетители рискуют заблудиться и сбиться с пути, сократив свой путь по музею.

Здесь, в самом начале осмотра, мы пока еще лелеяли надежду "быстренько осмотреть тут всё и пойти в Пушкинский музей".

В первом же зале мы собственноручно захлопнули все двери к этой возможности, обратившись с вопросом к смотрителю зала:

- Извините, но мне кажется, что этот портрет я видела в Эрмитаже. - Да, оригиналы находится там. Это копия, подаренная музею.
- Извините, но мне кажется, что этот портрет я видела в Эрмитаже. - Да, оригиналы находится там. Это копия, подаренная музею.

Данный вопрос дал фору нашему коллеге по умению заблудиться, и он скрылся на очередной лестнице, на пути к приобретению новых знаний о великом поэте и его бессмертном творчестве.

Казалось бы.... Пушкин. Музей. Что здесь может быть на 2-3 часа? А может! Осмотрим первые залы:

Первый зал называется "Пролог", и он посвящен истории.
Первый зал называется "Пролог", и он посвящен истории.

В нем случайных (нас было, как минимум, трое) посетителей и гостей ждут портреты и книги. Изящные предмета интерьера тоже радуют глаз.

-7

Детству поэта посвящены ещё три зала. В них можно увидеть виды Москвы, которую наблюдал Пушкин ребёнком, портреты родных и друзей семьи.

Посетите музей и найдите сами портрет матери поэта и его самое раннее изображение.
Посетите музей и найдите сами портрет матери поэта и его самое раннее изображение.

Лично мое потрясение здесь - крестильная рубашка маленького Александра Сергеевича.

Неужели я забыла насколько маленькими бывают дети, или мои и правда такими крошечными не были?
Неужели я забыла насколько маленькими бывают дети, или мои и правда такими крошечными не были?

Также мое внимание привлек и стол, за которым проводил время будущий великий поэт.

-10

Попав в музей по ошибке, мы остались здесь целенаправленно, так как случайности - не случайны.

Дальше, по лестницам, переходам и галереям (вот здесь вспоминаются все советские фильмы от Новогодней ночи до Ивана Васильевича) мы пытаемся проложить свой маршрут по храму памяти поэта.

На этих скамейках можно передохнуть.
На этих скамейках можно передохнуть.

На одном из мостиков-переходов мы увидели сверху направляющегося в сторону выхода через бесконечные залы и лестницы юношу. Судя по его скорости он продолжал стремиться в музей изобразительных искусств, и это была наша последняя встреча.

Спускаясь по лестнице, можно полюбоваться видами Санкт-Петербурга.
Спускаясь по лестнице, можно полюбоваться видами Санкт-Петербурга.

Зоркие глаза цепких экскурсоводов пресекают любые попытки бессознательно срезать путь не позволяют нам не потеряться и не упустить что-нибудь важное и интересное.

-13

Сначала мы видим роскошный бальный зал сверху, потом спускаемся и не можем удержаться от небольшой фотосессии.

-14

Свернув не туда, мы рисковали упустить не только этот зал, а также все залы посвященные произведениям Пушкина.

В следующем, после бального, зале моё внимание привлек интерактивный экспонат на котором можно почитать черновики Пушкина.

Он еще и рисовал!!!
Он еще и рисовал!!!

Вот, например, одно из небольших (и не самых известных) произведений Пушкина.

Попробуйте прочесть его. Мне кажется, поэт мог быть и врачом. Если не получилось прочитать - в конце статьи будет фото с расшифровкой.
Попробуйте прочесть его. Мне кажется, поэт мог быть и врачом. Если не получилось прочитать - в конце статьи будет фото с расшифровкой.

Сотрудницы музея улавливают искренний интерес и не остаются в стороне. Они не только подсказывают дорогу, но и делятся интересной информацией.

Мы получаем практически индивидуальную экскурсию, которую для нас проводят несколько гидов.

В следующем зале мы попадаем в произведение Пушкина "Пиковая дама"

-17

Азарт, трагедия, разбитые вдребезги надежды... Все выложено на одном столе.

В этой комнате хочется погрузиться в эпоху минувших лет. Позвольте ненадолго задержаться здесь. Что наша жизнь? Игра!

-18

Перед нами баскетная с огромными окнами-дверьми и живописным круглым куполом потолка. Окна ведут в сад (нам, кстати, позволили отодвинуть шторы, и показали сам сад, открытый для посещения по музейным билетам).

Баскетная - это беседка в доме. Здесь накрывался стол, распахивались рамы, и на свежем воздухе гости и хозяева особняка приятно проводили время. Но вернемся к пиковой даме.

Можно полюбоваться первой публикацией произведения или попробовать разобрать черновики великого поэта.

-19

Гостей встречает изображение прототипа пиковой дамы - Наталья Петровна Голицына.

-20

В следующем зале нас ждет медный всадник и огромный исторический пласт.

-21

Отдельный вопрос, освещаемый в данном музее - любовь поэта к путешествиям. За свою жизнь он преодолел более 35 000 вёрст. "Путешествие нужно мне нравственно и физически", - писал поэт. И отправлялся за сотни вёрст. Путешествовал Александр Сергеевич с комфортом. На этой витрине можно увидеть несколько его походных вещей.

-22

12 и 13 залы посвящены посещению Пушкиным пугачевских мест.

-23

Мы делаем робкую, безнадежную попытку избежать посещения хотя бы детской части музея, посвященной сказкам Пушкина, но бдительные смотрительницы лишают нас ростков надежды и безапелляционно направляют искательниц впечатлений вверх по винтовой лестнице на встречу с прекрасным.

У дуба со златой цепью нас поджидают чахнущий над златом Кощей и странствующий поэт, но это будет совсем другая история...

-24

Где-то между царскосельскими черновиками и карточным столом, мы окончательно и бесповоротно потеряли даже тень надежды хоть одним глазком увидеть Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, и больше никуда не спешим.

Я внезапно осознаю, что есть одно произведение, которое я читала на уроках литературы, но совсем не помню о чём оно.

-25

Очередной гид рассказывает , что Марина Цветаева тоже не любила Капитанскую дочку. И сейчас я понимаю, что возможно именно эта фраза оказалась семечком, из которого взошла моя идея посетить дом памяти поэтессы и привела меня в Елабугу.

Также открылась тайна небольшой комнаты, в которую ведут двери практически всех помещений первого этажа особняка. Горшечная.

Почему здесь не горшки? Наверное, из эстетических соображений.
Почему здесь не горшки? Наверное, из эстетических соображений.

Одна из многочисленных дверей ведет в сад. Таким образом решались деликатные проблемы гостей во время бала.

В самом последнем зале музея хранятся книги, которые читал сам Александр Сергеевич, и это - только небольшая часть его библиотеки.

-27

На стенах много изображений поэта и его друзей. Обратите внимание на одно из них. Думаете, что это Пушкин?

Попробуйте догадаться кто это. Ответ будет в комментариях.
Попробуйте догадаться кто это. Ответ будет в комментариях.

А теперь?

-29

В этом зале нам подробно рассказывают о последних днях поэта. Оказывается он категорически отказался ехать в больницу. И был уверен, что выздоровеет. Лечил его на дому лейб-медик императора Николай Арендт.

Именно с этим чемоданчиком он приходил в дом Александра Сергеевича. Музею его подарили потомки врача.
Именно с этим чемоданчиком он приходил в дом Александра Сергеевича. Музею его подарили потомки врача.

И уже на выходе, после того как мы прочли некролог, гласящий что поэт и родился и умер в Санкт-Петербурге, мы не смогли ответить на вопрос о том, где он на самом деле родился.

И нам пришлось проделать до конца весь путь к началу экспозиции. Дабы мы не сбежали не заблудились в хитросплетениях лестниц, галерей и переходов, нас бережно передавали из рук в руки, от смотрителя к смотрителю и подвели к одной из главных ценностей музея - крестильной книге.

-31

Крестили будущего поэта в церкви Богоявления в Елохове. (В современной Москве она находится в Басманном районе недалеко от метро Бауманская).

-32

Переполненные новыми знаниями и впечатлениями мы покидаем музей. Нас еще ждет прогулка по саду, но это уже другая история...

Музей огромный. Рассказывать о нем можно бесконечно и хочется поделиться всем, но это просто было бы слишком утомительно.

Напоследок я оставляю обещанную расшифровку для тех, кто смог дочитать статью до конца:

-33

Приятных всем впечатлений.