Если Вы собрались посетить Пушкинский музей на Кропоткинской, имея в виду изобразительный музей имени Пушкина, то имейте в виду, что на станции метро Кропоткинская есть еще и государственный музей имени Пушкина. В первом Вас ждут скульптуры и картины (нас они пока не дождались, но это я забегаю вперёд), а во втором - знакомство с творчеством и биографией Пушкина.
Пушкинский музей (который не о Пушкине, а об изобразительном искусстве) расположен по адресу: Москва, ул. Волхонка, 12, а Музей Пушкина по адресу: Москва, Пречистенка, 12/2.
Понятия не имею, в какой момент вместо дороги до Пушкинского музея я нагуглила адрес музея Пушкина, но факт остается фактом: Яндекс карты а также синие указатели на улицах привели нас ко входу в особняк Хрущевых-Селезневых.
Наложив воспоминания о Пушкинском музее на картинку входа, совпадений я не обнаружила. Но, вспомнив, что несколько лет назад, из-за ремонта мы входили через какие-то боковые входы, я вошла в двери.
Единственным оправданием моим поступкам может послужить то, что о существовании Государственного музея имени А. С. Пушкина я на тот момент не имела ни малейшего понятия.
Под звуки концерта мы приобрели билеты (смутные сомнения, терзавшие мою душу, медленно но верно перерастали в уверенность...), и я застыла в недоумении, что делать дальше.
В момент моего легкого ступора, некий молодой человек подошел к кассе с билетами в руках, и из его диалога с сотрудниками музея стало понятно, что это не Пушкинский музей, а музей Пушкина, что билеты не вернуть, и что наша судьба на сегодня не изобразительные искусства, а великий русский поэт.
Кстати, молодой человек принял аналогичное решение. То ли потому, что тоже верит в судьбу, то ли потому, что ему не вернули деньги.
И мы пошли, по принципу "лучше поздно, чем никогда", предварительно уточнив дорогу.
Вниз и вверх по мраморным ступеням, мимо теней прошлого, застывшего на стенах...
Мы оказываемся перед входом в первый зал. Так как экспозиция не линейная, особняк достаточно большой, залы расположены на 2 этажах, посетители рискуют заблудиться и сбиться с пути, сократив свой путь по музею.
Здесь, в самом начале осмотра, мы пока еще лелеяли надежду "быстренько осмотреть тут всё и пойти в Пушкинский музей".
В первом же зале мы собственноручно захлопнули все двери к этой возможности, обратившись с вопросом к смотрителю зала:
Данный вопрос дал фору нашему коллеге по умению заблудиться, и он скрылся на очередной лестнице, на пути к приобретению новых знаний о великом поэте и его бессмертном творчестве.
Казалось бы.... Пушкин. Музей. Что здесь может быть на 2-3 часа? А может! Осмотрим первые залы:
В нем случайных (нас было, как минимум, трое) посетителей и гостей ждут портреты и книги. Изящные предмета интерьера тоже радуют глаз.
Детству поэта посвящены ещё три зала. В них можно увидеть виды Москвы, которую наблюдал Пушкин ребёнком, портреты родных и друзей семьи.
Лично мое потрясение здесь - крестильная рубашка маленького Александра Сергеевича.
Также мое внимание привлек и стол, за которым проводил время будущий великий поэт.
Попав в музей по ошибке, мы остались здесь целенаправленно, так как случайности - не случайны.
Дальше, по лестницам, переходам и галереям (вот здесь вспоминаются все советские фильмы от Новогодней ночи до Ивана Васильевича) мы пытаемся проложить свой маршрут по храму памяти поэта.
На одном из мостиков-переходов мы увидели сверху направляющегося в сторону выхода через бесконечные залы и лестницы юношу. Судя по его скорости он продолжал стремиться в музей изобразительных искусств, и это была наша последняя встреча.
Зоркие глаза цепких экскурсоводов пресекают любые попытки бессознательно срезать путь не позволяют нам не потеряться и не упустить что-нибудь важное и интересное.
Сначала мы видим роскошный бальный зал сверху, потом спускаемся и не можем удержаться от небольшой фотосессии.
Свернув не туда, мы рисковали упустить не только этот зал, а также все залы посвященные произведениям Пушкина.
В следующем, после бального, зале моё внимание привлек интерактивный экспонат на котором можно почитать черновики Пушкина.
Вот, например, одно из небольших (и не самых известных) произведений Пушкина.
Сотрудницы музея улавливают искренний интерес и не остаются в стороне. Они не только подсказывают дорогу, но и делятся интересной информацией.
Мы получаем практически индивидуальную экскурсию, которую для нас проводят несколько гидов.
В следующем зале мы попадаем в произведение Пушкина "Пиковая дама"
Азарт, трагедия, разбитые вдребезги надежды... Все выложено на одном столе.
В этой комнате хочется погрузиться в эпоху минувших лет. Позвольте ненадолго задержаться здесь. Что наша жизнь? Игра!
Перед нами баскетная с огромными окнами-дверьми и живописным круглым куполом потолка. Окна ведут в сад (нам, кстати, позволили отодвинуть шторы, и показали сам сад, открытый для посещения по музейным билетам).
Баскетная - это беседка в доме. Здесь накрывался стол, распахивались рамы, и на свежем воздухе гости и хозяева особняка приятно проводили время. Но вернемся к пиковой даме.
Можно полюбоваться первой публикацией произведения или попробовать разобрать черновики великого поэта.
Гостей встречает изображение прототипа пиковой дамы - Наталья Петровна Голицына.
В следующем зале нас ждет медный всадник и огромный исторический пласт.
Отдельный вопрос, освещаемый в данном музее - любовь поэта к путешествиям. За свою жизнь он преодолел более 35 000 вёрст. "Путешествие нужно мне нравственно и физически", - писал поэт. И отправлялся за сотни вёрст. Путешествовал Александр Сергеевич с комфортом. На этой витрине можно увидеть несколько его походных вещей.
12 и 13 залы посвящены посещению Пушкиным пугачевских мест.
Мы делаем робкую, безнадежную попытку избежать посещения хотя бы детской части музея, посвященной сказкам Пушкина, но бдительные смотрительницы лишают нас ростков надежды и безапелляционно направляют искательниц впечатлений вверх по винтовой лестнице на встречу с прекрасным.
У дуба со златой цепью нас поджидают чахнущий над златом Кощей и странствующий поэт, но это будет совсем другая история...
Где-то между царскосельскими черновиками и карточным столом, мы окончательно и бесповоротно потеряли даже тень надежды хоть одним глазком увидеть Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, и больше никуда не спешим.
Я внезапно осознаю, что есть одно произведение, которое я читала на уроках литературы, но совсем не помню о чём оно.
Очередной гид рассказывает , что Марина Цветаева тоже не любила Капитанскую дочку. И сейчас я понимаю, что возможно именно эта фраза оказалась семечком, из которого взошла моя идея посетить дом памяти поэтессы и привела меня в Елабугу.
Также открылась тайна небольшой комнаты, в которую ведут двери практически всех помещений первого этажа особняка. Горшечная.
Одна из многочисленных дверей ведет в сад. Таким образом решались деликатные проблемы гостей во время бала.
В самом последнем зале музея хранятся книги, которые читал сам Александр Сергеевич, и это - только небольшая часть его библиотеки.
На стенах много изображений поэта и его друзей. Обратите внимание на одно из них. Думаете, что это Пушкин?
А теперь?
В этом зале нам подробно рассказывают о последних днях поэта. Оказывается он категорически отказался ехать в больницу. И был уверен, что выздоровеет. Лечил его на дому лейб-медик императора Николай Арендт.
И уже на выходе, после того как мы прочли некролог, гласящий что поэт и родился и умер в Санкт-Петербурге, мы не смогли ответить на вопрос о том, где он на самом деле родился.
И нам пришлось проделать до конца весь путь к началу экспозиции. Дабы мы не сбежали не заблудились в хитросплетениях лестниц, галерей и переходов, нас бережно передавали из рук в руки, от смотрителя к смотрителю и подвели к одной из главных ценностей музея - крестильной книге.
Крестили будущего поэта в церкви Богоявления в Елохове. (В современной Москве она находится в Басманном районе недалеко от метро Бауманская).
Переполненные новыми знаниями и впечатлениями мы покидаем музей. Нас еще ждет прогулка по саду, но это уже другая история...
Музей огромный. Рассказывать о нем можно бесконечно и хочется поделиться всем, но это просто было бы слишком утомительно.
Напоследок я оставляю обещанную расшифровку для тех, кто смог дочитать статью до конца:
Приятных всем впечатлений.