На южной границе Ай-Петринской Яйлы, неподалеку от села Родниковское есть Кастропольская гора, получившая своё имя от древнего посёлка Кастрополь. Здесь в 1834 году русский государственный деятель, участник войны с Наполеоном и войны с турками граф Лев Алексеевич Перовский купил около 60 десятин земли у подножия Байдаро-Кастропольской горной стены.
По соседству уже были имения его родственников - Нарышкиных, Кочубеев, Башмаковых.
У графа был хороший вкус и умение выбирать единомышленников, в результате на тех 60-ти десятинах по проекту архитектора Ф. Эльсона возник белый дворец «Меллас». На фоне зеленого причудливого ландшафта дворец (на заглавном фото) напоминает итальянскую виллу эпохи Возрождения, великолепно в него вписанную.
Лев Алексеевич Перовский умер в 1856 году, а поскольку детей у него не было, имение по завещанию перешло к его племяннику - поэту А. К. Толстому. Когда тот впервые посетил Меллас в мае 1856 года, после увольнения из действующей армии Толстой, по впечатлениям от пребывания в Крыму написал лирический цикл «Крымские очерки».
Алексей Толстой выразил свои впечатления в стихах:
«…Обычной полная печали,
Ты входишь в этот бедный дом,
Который ядра осыпали
Недавно пламенным дождём.
Но южный плющ, виясь вкруг зданья,
Покрыл следы вражды и зла —
Ужель ещё твои страданья
Моя любовь не обвила?...»
После Толстого хозяева у имения менялись часто – она потом принадлежала княгине Дарье Андреевне Голицыной, князю Мстиславу Валериановичу Голицыну, графу Остерману, сенатору Ф. М. Маркусу. Ну и последней владелицей перед революцией стала Елизавета Григорьевна Кузнецова - сводная сестра чайного короля А.Г. Кузнецова имение которого находилось по соседству в Форосе.
Дворец Перовского строился по проекту первого архитектора Южного берега Крыма - Филиппа Фёдоровича Эльсона. А руководил стройкой английский мастер Уильям Гунт, он же, кстати, участвовал в строительстве Алупкинского дворца М. С. Воронцова.
Здание имеет в плане квадрат в два этажа, с трехэтажными башнями по углам из гаспринского серого известняка. Дворец получился в духе итальянского палаццо эпохи Возрождения.
Но эклектики этот шедевр не лишен - интерьеры и фасад созданы с использованием модного в те времена в Крыму мавританского стиля. Опять же, дань Крыму – в цокольном этаже сделали винодельню и винный подвал. Здесь был и зал с фисгармонией и пианино, столовая, медицинская комната, кабинет, буфет с телефоном, три спальни, будуар, ванная. Дворец Перовского, один из немногих сохранившихся почти без перестройки усадебных домов первой половины XIX века в Крыму.
С восточной стороны здания, между башнями на втором этаже расположена крытая галерея, где есть остеклённый резной деревянный тамбур вестибюля с арками и входными дверями, изготовленными из лакированного дуба. Окна по сторонам от входа - стрельчатые с арочными завершениями. Южный фасад обустроен на невысоком цоколе, имеет пятигранный эркер по центру первого этажа с открытой террасой. На первом этаже на стенах плоскостная резьба в „мамлюкском“ стиле - подоконный фриз с растительным и геометрическим орнаментом, декоративные полуколонки, стрельчатые арки с орнаментом из раковин, геральдических элементов, стилизованных цветов и побегов. Вокруг здания множество интереснейших кованых элементов.
В Крымскую войну дворец сильно пострадал - была поломана мебель, прострелены и залиты вином картины, стены исписаны иностранными «граффити» 19 века, в общем мрак и запустение…
Когда владелицей стала Кузнецова, она построила новый дворец на свой вкус. Старый, понятное дело трогать не стала. Почему то, в те времена «старый мир насилья» разрушать никто не спешил. Авось пригодится. Дворец возвели в 1911 году. Предположительно автором проекта стал главный архитектор Ялты Н. Г. Тарасов.
Строение получилось, с башней, куполом и шпилем, сооружено оно было с учётом перепада высот и потому имело переменную этажность. Эклектика присутствует и здесь – фасады включают элементы мавританского стиля и южнобережной крымской архитектурной традиции или таврического романтизма, изобретенного патриархом архитектуры здешних мест - Платона Теребенёва.
Парадное крыльцо выполнено в форме арочного портала, с орнаментами в мавританском стиле, с двумя колоннами и двумя полуколоннами с византийскими орнаментированными капителями.
Дом был обставлен роскошной мебелью из ольхи и ореха, венскими диванами. В гостиной стоял рояль Steinway&Sons, рояль, надо сказать, сохранился до наших дней. Телефон в имении тоже был. Росписи на потолке на мифологические сюжеты выполнены Константином и Сергеем Маковскими, но вот росписи в отличие от рояля не сохранились.
Парк в имении заложили вместе со строительством дома Перовского. Во время Крымской войны парк вокруг дома был вырублен и разорён врагами. Однако, со временем его, в основном, восстановили, особенно активно его обустраивала последняя владелица Кузнецова.
Парк насчитывает больше 180 видов ценных растений. И огромное количество всяческих малых форм.
Парк каскадами спускается к морю, настраивает на романтический лад и доставляет настоящее эстетическое наслаждение. Когда выбираешься непосредственно на набережную, по глазам ударяют ярчайшие краски, как будто в кино в темноте экран засветился.
Белокаменная ротонда, видовые площадки и беседки, расположенные в самых неожиданных местах, панорама прибрежных скал и Ай-Петринская Яйла – бесконечное открытие для художника и фотографа.
А почти монохромная и солнечная коллекция лестниц и балясин – моя любимая фотонатура в духе Родченко!
Во дворце есть мраморный фонтан с надписью арабской вязью: «Нет силы могущественнее аллаха», восточные мотивы во дворцах Тавриды были в моде.
Минеральный источник свой тоже имеется.
После революции в Мелласком имении открыли дом отдыха - ВИКО, который принадлежал советско-германской компании по производству отравляющих химических веществ WIKO. в 1930-е годы — дом отдыха инвалидов. В новейшее время судьба санатория причудлива и туманна. Санаторий не работает с 2020 года поскольку единственный действующий корпус и водолечебница с бассейном были разрушены.
В конце 20-го начале 21-го года нынешнего века в имении было разрушено подавляющее большинство сохранившихся исторических зданий, в том числе здание дворцовой кухни. Собственники куролесили здесь, как в последний раз. В 2019 году санаторий начал «реновацию», не получив ни единого разрешительного документа на строительство. В планах было построить более 20 зданий и сделать территорию «закрытым клубом». Доступ ко всей территории, в том числе набережной перекрыли, стараясь как можно быстрее провести все строительные работы «пока не началось». На защиту исторического имения стали не власти, а общественность. Скандалов и судебных тяжб произошло, не счесть. И перспектива позитивного (с точки зрения людей, любящих Крым и его историю) завершения всего этого процесса пока совершенно не ясна. На настоящий момент доступ на эту территорию свободен, каких-то строительных работ в активной форме не наблюдается, а местные жители радуются возможности беспрепятственно попасть на пляж.
Всем приятных прогулок. Все фото мои. Спасибо за лайки и не забывайте подписываться, так мне будет легче рассказать вам что-нибудь новое и интересное.