Найти в Дзене
Одиссея военпреда

«Клемансо» и «Фош»: Становление авианесущего флота Франции

Оглавление

Исторический контекст: от полученных кораблей к национальной программе

После окончания Второй мировой войны французский военно-морской флот находился в состоянии глубокого упадка. Для восстановления своего морского потенциала Франция получила от союзников по антигитлеровской коалиции четыре легких авианосца: «Диксмюд» (бывший британский HMS Biter), «Лафайет» (бывший американский USS Langley), «Буа Бельо» (бывший американский USS Belleau Wood) и «Арроманш» (бывший британский HMS Colossus). Эти корабли, хотя и были устаревшими, сыграли crucial роль в восстановлении французской naval авиации.

Общий вид авианосца Клеменсо
Общий вид авианосца Клеменсо

Их успешное применение в колониальных конфликтах, особенно в Индокитайской войне (1946-1954 гг.), наглядно продемонстрировало руководству страны незаменимость авианосцев как инструмента проецирования силы на удаленных территориях. Опыт боевых действий привел к формированию устойчивого убеждения, что основой современных ВМС могут быть только авианосцы, способные обеспечивать воздушное прикрытие, наносить удары по береговым целям и поддерживать десантные операции.

Это стратегическое решение воплотилось в перспективной кораблестроительной программе 1952 года, в которую после минимальных обсуждений включили два новых авианосца. Их тактико-техническое задание предусматривало решение широкого круга задач: защиту морских коммуникаций в Бискайском заливе и на Средиземном море, поддержание «конституционного порядка» в заморских территориях (что подразумевало участие в колониальных войнах) и оказание поддержки сухопутным войскам, действующим на прибрежных направлениях. По сути, новые корабли должны были стать универсальным инструментом защиты интересов Франции по всему миру.

Проектирование и строительство: рождение национальных флагманов

Проект авианосца, получивший индекс РА-54, разрабатывался с учетом как опыта эксплуатации полученных кораблей, так и изучения новейших британских и американских разработок. Головной корабль серии — «Клемансо» (R98) — был заложен на верфи фирмы Brest Naval Dockyard в ноябре 1955 года. Церемония спуска на воду состоялась 21 декабря 1957 года, а ввод в строй — 22 ноября 1961 года. Строительство велось с заметным отставанием от графика, что было связано со сложностями освоения новых технологий.

Второй авианосец, «Фош» (R99), был заложен 15 февраля 1957 года на верфи в Сен-Назере (Chantiers de l'Atlantique). Его спустили на воду 28 июля 1960 года, а в состав флота он вошел 15 июля 1963 года. Несмотря на единый проект, между кораблями существовали незначительные отличия, в частности, в компоновке помещений и составе оборудования, что было результатом накопленного опыта.

Эти корабли стали первыми французскими авианосцами, изначально спроектированными для базирования реактивной авиации. Они воплотили в себе все ключевые innovations послевоенного кораблестроения: угловую полетную палубу (позволяющую одновременно осуществлять взлет и посадку), паровые катапульты (обеспечивающие взлет тяжелых самолетов) и зеркальную систему посадки (значительно повышающую безопасность приземления).

Страница Французкой газеты, с подробным описанием нового корабля
Страница Французкой газеты, с подробным описанием нового корабля

Архитектура и конструктивные особенности

Корпус и компоновка:
Авианосцы типа «Клемансо» имели классическую для своего времени архитектуру со сплошной полетной палубой и подпалубным ангаром. Корпус был клепано-сварной конструкции, разделенный мощными поперечными переборками на
20 водонепроницаемых отсеков, что обеспечивало высокую живучесть. Общая длина корабля составляла 265 метров, ширина — 51,2 метра (по полетной палубе), а стандартное водоизмещение — около 24 000 тонн (32 000 тонн полное).

Ангарное и авиационно-техническое оборудование:
Ангар, расположенный под палубой, был одноярусным. Его размеры были впечатляющими: длина — 180 метров (из которых 152 метра отводилось под хранение самолетов), ширина — 22–24 метра, высота — 7 метров. Это позволяло разместить и обслуживать значительную авиагруппу. Ангар был оснащен передовой для своего времени инфраструктурой: системами заправки кислородом и сжатым воздухом, постами заправки топливом и механизированной подачи авиационных боеприпасов из подпалубных погребов. Запасы авиационных горюче-смазочных материалов были колоссальными: на «Клемансо» — 1,2 млн литров авиакеросина и 400 тыс. литров авиационного бензина; на «Фоше» — 1,8 млн и 108 тыс. литров соответственно.

Реальные фотографии, сделанные после спуска на воду французского авианосца
Реальные фотографии, сделанные после спуска на воду французского авианосца

Для подъема летательных аппаратов на полетную палубу служили два самолетоподъемника грузоподъемностью по 20 тонн. Один, палубного типа (размером 13×17 м), располагался перед надстройкой и обслуживал носовую катапульту. Второй, бортового типа (американский образец), находился за надстройкой и обслуживал угловую палубу. Дополнительно за надстройкой был смонтирован подъемный кран для подъема аварийных машин или тяжелых грузов.

Полетная палуба:
Полетная палуба, выполненная из броневой стали толщиной 45 мм, имела традиционную конфигурацию. Ее угловая часть (29,5 × 165,5 м) была расположена под углом 8° к диаметральной плоскости корабля. Палуба была четко зонирована на взлетный, посадочный и парковый участки. Взлет осуществлялся с помощью двух паровых катапульт
BS-5 производства британской фирмы Brown Brothers. Длина каждой катапульты составляла 52 метра, а её возможностей хватало, чтобы разогнать самолет взлетной массой 20 тонн до скорости 269 км/ч (при условии встречного ветра в 30 узлов). Посадочный участок был оборудован четырьмя аэрофинишерами и двумя зеркальными оптическими системами посадки ОР-3.

Надстройка («Остров»):
Массивная многоярусная надстройка была смещена к правому борту. Ее значительные размеры были обусловлены необходимостью размещения дымовой трубы и воздухозаборников для котельных отделений. В надстройке концентрировались все органы управления кораблем и полетами: ходовая и штурманская рубки, оперативный центр, флагманский командный пост, посты управления полетами (Primary Flight Control, «Pri-Fly») и радиосвязи. На мачте размещались антенны многочисленных радаров и средств связи.

Энергетическая установка и ходовые качества:
Главная энергетическая установка (ГЭУ) была двухвальной котлотурбинного типа. Её особенностью была чрезвычайно высокая мощность на один вал — около 63 000 л.с., что сопоставимо с нагрузкой на новейших в то время американских авианосцах. Такая мощность позволяла кораблям развивать максимальную скорость хода до
32 узлов, что делало их одними из самых быстроходных авианосцев в мире. Запас котельного топлива составлял 3600 тонн, что обеспечивало дальность плавания в 4800 морских миль на скорости 24 узла и до 7500 миль на экономичной скорости 18 узлов.

Электроэнергетическая система:
Для питания многочисленных систем корабля работала мощная электростанция, в состав которой входили 2 турбогенератора и 6 дизель-генераторов, каждый мощностью по 2000 кВт. Запас топлива для дизель-генераторов составлял 207 тонн.

Общекорабельные системы и обитаемость:
Автономность плавания по запасам провизии и воды составляла 60 суток. Для поддержания условий жизни и работы экипажа (численность которого доходила до 1338 человек, включая авиагруппу) все жилые и большинство служебных помещений были подключены к системам кондиционирования воздуха и принудительной вентиляции, что было критически важно для службы в тропических широтах. Корабли также были оснащены комплексом средств защиты от оружия массового поражения (ФВУ, дозиметрический контроль, посты дезактивации).

Эволюция вооружения

Изначально по проекту РА-54 корабли должны были нести мощное артиллерийское вооружение из 12 спаренных 57-мм автоматов. Однако в ходе строительства концепция изменилась в пользу зенитных средств большего калибра. В итоге при вводе в строй каждый авианосец получил 8 одноорудийных 100-мм артустановок модели 1953 года (по 4 с каждого борта), которые могли использоваться как против воздушных, так и против надводных целей.

В ходе первой крупной модернизации в 1985–1988 годах вооружение было кардинально пересмотрено. Четыре 100-мм установки были демонтированы и заменены на две пусковые установки (ПУ) зенитного ракетного комплекса (ЗРК) Crotale Naval (на 52 ракеты). Это был всепогодный комплекс ближнего действия, значительно усиливший противовоздушную оборону корабля.

В 1992 году для защиты от низколетящих противокорабельных ракет на каждом авианосце дополнительно установили по две пусковые установки ЗРК сверхмалой дальности Simbad (спаренная ПУ с ракетами Mistral).

К середине 1990-х годов от артиллерийского вооружения решили отказаться окончательно. В 1995–1997 годах оставшиеся 100-мм орудия были демонтированы. Вместо них корабли получили по две шестизарядные ПУ ЗРК Sadral (также с ракетами Mistral, но с более совершенной системой наведения) и по два 30-мм артиллерийских автомата GIAT 30B для отражения атак с моря на предельно малой дальности.

Массо-габаритная модель авиносца, сделанная в одном из судомодельных кружков
Массо-габаритная модель авиносца, сделанная в одном из судомодельных кружков

Радиоэлектронное вооружение

Радиоэлектронный комплекс авианосцев был сложным и многокомпонентным:

  • БИУС: Боевая информационно-управляющая система SENIT 2 (позже модернизирована до SENIT 8 на «Фоше»), которая интегрировала данные всех sensors и управляла применением оружия.
  • Радары:
    Обнаружения воздушных целей: DRBV 23B (дальнее обнаружение) и трехкоординатный DRBV 15.
    Навигационная РЛС:
    Type 1226.
    Радиолокационные высотомеры: два
    DRBI 10.
    РЛС управления огнем: для ЗРК Crotale (
    DRBC 32D) и 100-мм орудий.
  • Авиационные системы: Оборудование системы посадки TACAN, а также оптические системы.
  • Средства РЭБ: Активные и пассивные системы радиоэлектронной борьбы, включая две системы постановки пассивных помех (дипольных отражателей) Sagaie.

Авиагруппа: главная ударная сила

Состав авиакрыла менялся в зависимости от задач и периода службы. Типовой состав на пике формы включал:

  • 18 истребителей-бомбардировщиков Super Étendard (основная ударная сила, носители тактического ядерного оружия ASMP)
  • 4 самолета-разведчика Étendard IVP
  • 8 истребителей прикрытия F-8E(FN) Crusader
  • 7 противолодочных самолетов Breguet 1150 Alizé
  • 2 поисково-спасательных вертолета SA-365F Dauphin

К концу службы состав изменился. Например, на «Фоше» по последнему штату базировались 14 Super Étendard, 2 поисково-спасательных вертолета AS.565MB Panther и 2 транспортных вертолета Super Frelon.

Корабли также могли эффективно действовать в роли десантных вертолетоносцев. В этом случае авиагруппа заменялась на 30–40 транспортно-десантных вертолетов AS-332/532 Super Puma, способных высадить значительный десант.

Служба и судьба кораблей

«Клемансо» (R98):
Прошел несколько модернизаций. Активно участвовал в многочисленных операциях по всему миру, включая миротворческие миссии в Ливане, операции против Ирака и в бывшей Югославии. Был выведен из состава флота 25 сентября 1997 года и поставлен на прикол в Тулон. После долгих и скандальных попыток утилизации в Азии (знаменитая «сага о „Клемансо“» с протестами экологов) был возвращен во Францию и окончательно разобран в 2009-2010 годах.

«Фош» (R99):
Также прошел модернизацию (в 1987-1988 и 1992-1993 гг.), в ходе которой получил более современное радиоэлектронное оборудование. Был выведен из состава французского флота в 2000 году. В том же году продан Бразилии, где получил имя
«Сан-Паулу» (A12). Планировалось, что он прослужит до 2030-х годов, однако после череды пожаров и технических проблем, а также ввиду высокой стоимости ремонта был окончательно списан в 2018 году. В 2023 году был отбуксирован и затоплен в Атлантическом океане.

Историческое значение

Авианосцы типа «Клемансо» стали символом возрождения и независимости французского флота после Второй мировой войны. Они более 40 лет были краеугольным камнем национальной обороны, обеспечивая присутствие Франции по всему миру и демонстрируя ее способность проецировать силу самостоятельно, без опоры на союзников. Эти корабли стали бесценным полигоном для отработки операций палубной авиации и подготовки кадров. Весь опыт, полученный при их проектировании, строительстве и эксплуатации, был использован при создании единственного в Европе атомного авианосца «Шарль де Голль», прямого наследника и продолжателя дела «Клемансо» и «Фоша».

✅Если Вам понравилась статья, пожалуйста подпишитесь на канал, это очень важно для автора и развития канала в целом✅