Исторический контекст: от полученных кораблей к национальной программе
После окончания Второй мировой войны французский военно-морской флот находился в состоянии глубокого упадка. Для восстановления своего морского потенциала Франция получила от союзников по антигитлеровской коалиции четыре легких авианосца: «Диксмюд» (бывший британский HMS Biter), «Лафайет» (бывший американский USS Langley), «Буа Бельо» (бывший американский USS Belleau Wood) и «Арроманш» (бывший британский HMS Colossus). Эти корабли, хотя и были устаревшими, сыграли crucial роль в восстановлении французской naval авиации.
Их успешное применение в колониальных конфликтах, особенно в Индокитайской войне (1946-1954 гг.), наглядно продемонстрировало руководству страны незаменимость авианосцев как инструмента проецирования силы на удаленных территориях. Опыт боевых действий привел к формированию устойчивого убеждения, что основой современных ВМС могут быть только авианосцы, способные обеспечивать воздушное прикрытие, наносить удары по береговым целям и поддерживать десантные операции.
Это стратегическое решение воплотилось в перспективной кораблестроительной программе 1952 года, в которую после минимальных обсуждений включили два новых авианосца. Их тактико-техническое задание предусматривало решение широкого круга задач: защиту морских коммуникаций в Бискайском заливе и на Средиземном море, поддержание «конституционного порядка» в заморских территориях (что подразумевало участие в колониальных войнах) и оказание поддержки сухопутным войскам, действующим на прибрежных направлениях. По сути, новые корабли должны были стать универсальным инструментом защиты интересов Франции по всему миру.
Проектирование и строительство: рождение национальных флагманов
Проект авианосца, получивший индекс РА-54, разрабатывался с учетом как опыта эксплуатации полученных кораблей, так и изучения новейших британских и американских разработок. Головной корабль серии — «Клемансо» (R98) — был заложен на верфи фирмы Brest Naval Dockyard в ноябре 1955 года. Церемония спуска на воду состоялась 21 декабря 1957 года, а ввод в строй — 22 ноября 1961 года. Строительство велось с заметным отставанием от графика, что было связано со сложностями освоения новых технологий.
Второй авианосец, «Фош» (R99), был заложен 15 февраля 1957 года на верфи в Сен-Назере (Chantiers de l'Atlantique). Его спустили на воду 28 июля 1960 года, а в состав флота он вошел 15 июля 1963 года. Несмотря на единый проект, между кораблями существовали незначительные отличия, в частности, в компоновке помещений и составе оборудования, что было результатом накопленного опыта.
Эти корабли стали первыми французскими авианосцами, изначально спроектированными для базирования реактивной авиации. Они воплотили в себе все ключевые innovations послевоенного кораблестроения: угловую полетную палубу (позволяющую одновременно осуществлять взлет и посадку), паровые катапульты (обеспечивающие взлет тяжелых самолетов) и зеркальную систему посадки (значительно повышающую безопасность приземления).
Архитектура и конструктивные особенности
Корпус и компоновка:
Авианосцы типа «Клемансо» имели классическую для своего времени архитектуру со сплошной полетной палубой и подпалубным ангаром. Корпус был клепано-сварной конструкции, разделенный мощными поперечными переборками на 20 водонепроницаемых отсеков, что обеспечивало высокую живучесть. Общая длина корабля составляла 265 метров, ширина — 51,2 метра (по полетной палубе), а стандартное водоизмещение — около 24 000 тонн (32 000 тонн полное).
Ангарное и авиационно-техническое оборудование:
Ангар, расположенный под палубой, был одноярусным. Его размеры были впечатляющими: длина — 180 метров (из которых 152 метра отводилось под хранение самолетов), ширина — 22–24 метра, высота — 7 метров. Это позволяло разместить и обслуживать значительную авиагруппу. Ангар был оснащен передовой для своего времени инфраструктурой: системами заправки кислородом и сжатым воздухом, постами заправки топливом и механизированной подачи авиационных боеприпасов из подпалубных погребов. Запасы авиационных горюче-смазочных материалов были колоссальными: на «Клемансо» — 1,2 млн литров авиакеросина и 400 тыс. литров авиационного бензина; на «Фоше» — 1,8 млн и 108 тыс. литров соответственно.
Для подъема летательных аппаратов на полетную палубу служили два самолетоподъемника грузоподъемностью по 20 тонн. Один, палубного типа (размером 13×17 м), располагался перед надстройкой и обслуживал носовую катапульту. Второй, бортового типа (американский образец), находился за надстройкой и обслуживал угловую палубу. Дополнительно за надстройкой был смонтирован подъемный кран для подъема аварийных машин или тяжелых грузов.
Полетная палуба:
Полетная палуба, выполненная из броневой стали толщиной 45 мм, имела традиционную конфигурацию. Ее угловая часть (29,5 × 165,5 м) была расположена под углом 8° к диаметральной плоскости корабля. Палуба была четко зонирована на взлетный, посадочный и парковый участки. Взлет осуществлялся с помощью двух паровых катапульт BS-5 производства британской фирмы Brown Brothers. Длина каждой катапульты составляла 52 метра, а её возможностей хватало, чтобы разогнать самолет взлетной массой 20 тонн до скорости 269 км/ч (при условии встречного ветра в 30 узлов). Посадочный участок был оборудован четырьмя аэрофинишерами и двумя зеркальными оптическими системами посадки ОР-3.
Надстройка («Остров»):
Массивная многоярусная надстройка была смещена к правому борту. Ее значительные размеры были обусловлены необходимостью размещения дымовой трубы и воздухозаборников для котельных отделений. В надстройке концентрировались все органы управления кораблем и полетами: ходовая и штурманская рубки, оперативный центр, флагманский командный пост, посты управления полетами (Primary Flight Control, «Pri-Fly») и радиосвязи. На мачте размещались антенны многочисленных радаров и средств связи.
Энергетическая установка и ходовые качества:
Главная энергетическая установка (ГЭУ) была двухвальной котлотурбинного типа. Её особенностью была чрезвычайно высокая мощность на один вал — около 63 000 л.с., что сопоставимо с нагрузкой на новейших в то время американских авианосцах. Такая мощность позволяла кораблям развивать максимальную скорость хода до 32 узлов, что делало их одними из самых быстроходных авианосцев в мире. Запас котельного топлива составлял 3600 тонн, что обеспечивало дальность плавания в 4800 морских миль на скорости 24 узла и до 7500 миль на экономичной скорости 18 узлов.
Электроэнергетическая система:
Для питания многочисленных систем корабля работала мощная электростанция, в состав которой входили 2 турбогенератора и 6 дизель-генераторов, каждый мощностью по 2000 кВт. Запас топлива для дизель-генераторов составлял 207 тонн.
Общекорабельные системы и обитаемость:
Автономность плавания по запасам провизии и воды составляла 60 суток. Для поддержания условий жизни и работы экипажа (численность которого доходила до 1338 человек, включая авиагруппу) все жилые и большинство служебных помещений были подключены к системам кондиционирования воздуха и принудительной вентиляции, что было критически важно для службы в тропических широтах. Корабли также были оснащены комплексом средств защиты от оружия массового поражения (ФВУ, дозиметрический контроль, посты дезактивации).
Эволюция вооружения
Изначально по проекту РА-54 корабли должны были нести мощное артиллерийское вооружение из 12 спаренных 57-мм автоматов. Однако в ходе строительства концепция изменилась в пользу зенитных средств большего калибра. В итоге при вводе в строй каждый авианосец получил 8 одноорудийных 100-мм артустановок модели 1953 года (по 4 с каждого борта), которые могли использоваться как против воздушных, так и против надводных целей.
В ходе первой крупной модернизации в 1985–1988 годах вооружение было кардинально пересмотрено. Четыре 100-мм установки были демонтированы и заменены на две пусковые установки (ПУ) зенитного ракетного комплекса (ЗРК) Crotale Naval (на 52 ракеты). Это был всепогодный комплекс ближнего действия, значительно усиливший противовоздушную оборону корабля.
В 1992 году для защиты от низколетящих противокорабельных ракет на каждом авианосце дополнительно установили по две пусковые установки ЗРК сверхмалой дальности Simbad (спаренная ПУ с ракетами Mistral).
К середине 1990-х годов от артиллерийского вооружения решили отказаться окончательно. В 1995–1997 годах оставшиеся 100-мм орудия были демонтированы. Вместо них корабли получили по две шестизарядные ПУ ЗРК Sadral (также с ракетами Mistral, но с более совершенной системой наведения) и по два 30-мм артиллерийских автомата GIAT 30B для отражения атак с моря на предельно малой дальности.
Радиоэлектронное вооружение
Радиоэлектронный комплекс авианосцев был сложным и многокомпонентным:
- БИУС: Боевая информационно-управляющая система SENIT 2 (позже модернизирована до SENIT 8 на «Фоше»), которая интегрировала данные всех sensors и управляла применением оружия.
- Радары:
Обнаружения воздушных целей: DRBV 23B (дальнее обнаружение) и трехкоординатный DRBV 15.
Навигационная РЛС: Type 1226.
Радиолокационные высотомеры: два DRBI 10.
РЛС управления огнем: для ЗРК Crotale (DRBC 32D) и 100-мм орудий. - Авиационные системы: Оборудование системы посадки TACAN, а также оптические системы.
- Средства РЭБ: Активные и пассивные системы радиоэлектронной борьбы, включая две системы постановки пассивных помех (дипольных отражателей) Sagaie.
Авиагруппа: главная ударная сила
Состав авиакрыла менялся в зависимости от задач и периода службы. Типовой состав на пике формы включал:
- 18 истребителей-бомбардировщиков Super Étendard (основная ударная сила, носители тактического ядерного оружия ASMP)
- 4 самолета-разведчика Étendard IVP
- 8 истребителей прикрытия F-8E(FN) Crusader
- 7 противолодочных самолетов Breguet 1150 Alizé
- 2 поисково-спасательных вертолета SA-365F Dauphin
К концу службы состав изменился. Например, на «Фоше» по последнему штату базировались 14 Super Étendard, 2 поисково-спасательных вертолета AS.565MB Panther и 2 транспортных вертолета Super Frelon.
Корабли также могли эффективно действовать в роли десантных вертолетоносцев. В этом случае авиагруппа заменялась на 30–40 транспортно-десантных вертолетов AS-332/532 Super Puma, способных высадить значительный десант.
Служба и судьба кораблей
«Клемансо» (R98):
Прошел несколько модернизаций. Активно участвовал в многочисленных операциях по всему миру, включая миротворческие миссии в Ливане, операции против Ирака и в бывшей Югославии. Был выведен из состава флота 25 сентября 1997 года и поставлен на прикол в Тулон. После долгих и скандальных попыток утилизации в Азии (знаменитая «сага о „Клемансо“» с протестами экологов) был возвращен во Францию и окончательно разобран в 2009-2010 годах.
«Фош» (R99):
Также прошел модернизацию (в 1987-1988 и 1992-1993 гг.), в ходе которой получил более современное радиоэлектронное оборудование. Был выведен из состава французского флота в 2000 году. В том же году продан Бразилии, где получил имя «Сан-Паулу» (A12). Планировалось, что он прослужит до 2030-х годов, однако после череды пожаров и технических проблем, а также ввиду высокой стоимости ремонта был окончательно списан в 2018 году. В 2023 году был отбуксирован и затоплен в Атлантическом океане.
Историческое значение
Авианосцы типа «Клемансо» стали символом возрождения и независимости французского флота после Второй мировой войны. Они более 40 лет были краеугольным камнем национальной обороны, обеспечивая присутствие Франции по всему миру и демонстрируя ее способность проецировать силу самостоятельно, без опоры на союзников. Эти корабли стали бесценным полигоном для отработки операций палубной авиации и подготовки кадров. Весь опыт, полученный при их проектировании, строительстве и эксплуатации, был использован при создании единственного в Европе атомного авианосца «Шарль де Голль», прямого наследника и продолжателя дела «Клемансо» и «Фоша».
✅Если Вам понравилась статья, пожалуйста подпишитесь на канал, это очень важно для автора и развития канала в целом✅