Найти тему
Alterlit Creative Group™

Какое время, такие и прокуроры: обзор сериала «Презумпция невиновности» / Presumed Innocent

Битва двух обзоров сериала «Презумпция невиновности» и второй обзор от автора Tenkara.

Жанр: юридический триллер, судебная драма, детектив.

Режиссер: Грег Яйтанс, Анне Севитски. Сценарий: Дэвид Келли.

В ролях: Джейк Джилленхол, Рут Негга, Билл Кэмп, Элизабет Марвел.

Год: старт сезона — 12 июня 2024.

Производство: Apple TV+.

Жизнь, она, как известно, калейдоскоп — сегодня одно, завтра напрочь другое. Помощник прокурора Чикаго Расти Сабич это ощутил по всей строгости. Вот он живет-не тужит: высокий пост, статус лучшего гособвинителя, жена, двое детишек, блестящие перспективы. И вдруг — трах-бах: убита и изнасилована коллега-прокурорша, она же любовница. И понеслось, посыпалось: о срамной связи Расти с убитой известно и жене, и начальству, семья трещит по швам, спрятать улики не удается — и вот он уже не обвинитель, но обвиняемый....

Стриминговый сервис Apple TV+ продолжает гнуть линию «переосмысления жанров». Разделавшись совсем недавно с нуаром при помощи инопланетян, на этот раз платформа выкатила собственную версию судебной драмы (юридического триллера, если хотите). Первый эпизод новой экранизации старого романа Скотта Туроу «Презумпция невиновности» вышел 12 июня.

-2

«Презумпция невиновности» впервые была опубликована в 1987 году, а перед этим за рукопись дебютанта, служившего в то время помощником федерального прокурора США, буквально дрались крупнейшие издательства. История чикагского прокурора, обвиненного в жестоком убийстве коллеги и вынужденного доказывать свою невиновность, попутно раскрывая коррупционные схемы в судебной системе, почти мгновенно стала бестселлером. В 1990-м появился одноименный фильм Алана Пакулы с Харрисоном Фордом в главной роли. И вновь успех: рекордные сборы в первые недели проката, а по прошествии времени — статус «культовой» картины в жанре судебной драмы.

Не будет преувеличением сказать, что именно с этой книги и этого фильма открылось второе дыхание у создателей многочисленных историй о судебных расследованиях. Где вместо улиц, злачных мест и полицейских участков — офисы юристов и залы судебных заседаний, а совершенное и раскрываемое преступление — не больше, чем повод показать, как работает система, и разобраться, а существует ли вообще правосудие. От «Защитников» через «Перри Мейсона» — к «Мэтлоку», «Закону и порядку» и дальше, дальше, до «Схватки» и «Хорошей жены» — в этом захватывающем шествии законников по экранам «Презумпция невиновности» законно имеет почетный статус. И вот вам — бац: свежий взгляд, переосмысление от Apple TV+.

-3

Замахнувшись на святое, новаторы дальновидно запаслись козырным тузом: автор свежих прокурорских страданий — большой спец по судебным драмам. «Практика», «Закон Лос-Анджелеса», «Юристы Бостона» — это все он наворотил, Дэвид Келли. Кстати, тоже бывший прокурор. И текущий законный супруг Мишель Пфайффер, до кучи. На первых ролях в сериале — тоже не абы кто по нынешним меркам, сплошь номинанты и лауреаты. Чего же свежего привнесли переосмыслители в классическую уже историю?

Первым делом, само собой, — повесточку. Супругу накосячившего прокурора Расти Сэбича в фильме 90-го года играла экс-женушка «Крепкого Орешка» Джона Макклейна Бонни Беделиа. Переосмысленному Сэбичу в жены нынче сосватана уроженка Аддис-Абебы Рут Негга. Убиенной любовницей прокурора Пакула в своей картине сделал еще одну красотку тех лет, Грету Скакки. Норвежка же Ренате Реинсве в этой роли в новой версии выглядит настолько замухрышечно, что поневоле сочувствуешь соблазненным и кинутым ею прокурорам, судьям и бандюкам.

-4

А вот за главного героя в исполнении звезды «Горбатой горы» Джейка Джилленхола переживать не хочется совсем. Вообще непонятно, как этот очкарик, задрот и истеричка умудрился добиться поста помощника окружного прокурора. Большую часть экранного времени он не занимается своими прямыми обязанностями, а психует, ноет, страдает, собачится с женой, плавает в бассейне, грезит об оставившей его роковой замухрышке и исповедуется психотерапевту. Ну, изредка — куда деваться, расследует убийство и пытается откусаться от обвинения. Нет, герой Харрисона Форда тоже позволил себе пару раз пустить скупую прокурорскую слезу, вспоминая о былом настольном сексе. Но дело свое он знал добре.

Авторы новой «Презумпции», отдадим им должное, стараются не забыть о детективной составляющей сюжета, умело подбрасывая в регулярно затухающую топку семейных разборок и экзистенциальных страданий интригующие детали, загадки, разгадки и улики. Увы, складывать этот паззл зрителю не так-то просто и не особо увлекательно: только настроился на развитие лихого поворота — тормози, получи очередной разговор «про молаль».

-5

И это, видимо, и есть базовая идея «переосмысления» старой истории о страсти, ревности и коррупции в стенах прокуратуры и суда: превратить ее в некую психологическую драму о кризисе семейных отношений, гендерных ролях и всяком таком актуальном. Не случайно же в новую «Презумпцию» введена еще одна семейная пара, которой не было в оригинале: защищающий попавшего в беду прокуроришку его бывший босс Рэймонд Хорган (Билл Кэмп, «Ход королевы») с супругой (Элизабет Марвел, «Карточный домик»). Они, кстати, не только по сериалу, но и по жизни муж и жена, и в сериале на их застольные посиделки и беседы о тревожном и важном тоже потрачено солидное количество минут. Но на эту старую гвардию хотя бы приятно смотреть.

В целом же, как по мне, попытка создать на базе мощного «производственного романа» (и одновременно — отличного детектива) нечто более глубокое и драматичное оказалась так себе. Вяловато получилось, нудновато и невнятно: детектив задвинули на задний план, а мораль пока как-то не прорисовывается. Что хотели сказать, какую важную мысль донести — ни фига не понятно.

-6

С другой стороны, лично я благодарен создателям за повод пересмотреть старый шедевр Пакулы и вспомнить об оригинальном романе. Вот их я и рекомендую, тем более, что книжка издавалась у нас в хорошем переводе прекрасного Георгия Злобина, автора переводов Джека Лондона, Эдгара По, Стейнбека, Апдайка и других крутых американцев.

Но если все же кто решится штурмануть «переосмысленную» «Презумпцию» — лучше с нее и начинать, чтобы не так сильно плеваться. Сам я две финальные серии досматривать точно не буду: не верю, что в них обнаружится какое-то откровение, которое обеспечит создателям право на реабилитацию.

Tenkara для сайта Alterlit.ru