Что такое дизайн? В переводе с английского это слово означает «проектирование», «строительство», «черчение», а также «идея», «проект», «план» или даже «божественное провидение». А вообще у данного понятия есть много определений.
Вот лишь некоторые из них:
Дизайн – это особенный вид деятельности, который придает предметам (помимо их основного назначения) красоту и повышенную функциональность, эргономичность и ярко выраженную социальную направленность.
Дизайн – это способ идентификации и представления сути продукта, который создается и продается.
Дизайн – это творческая работа, целью которой является определение формальных качеств объектов, производимых промышленностью.
Составляющие дизайна
Дизайн как явление, сочетающее в себе науку, технологии и искусство, имеет определенные характеристики, сходные со всеми тремя элементами.
Уникальное сочетание и совершенство этих качеств присуще исключительно дизайну.
- Функциональность – уровень полезности и информативности выбранного объекта. Все дизайнерские задачи решаются по методу компоновки.
- Эстетика. Перед дизайнерами часто в первую очередь ставится задача изменить и улучшить именно внешний вид объекта, а не его технические свойства.
- Инновации. Не путайте и не заменяйте понятия дизайна и стиля. На изменении цвета объекта работа не заканчивается. В каждом выполненном заказе по итогу должно проглядываться стремление к совершенству с помощью инновационных идей.
- Субъективные критерии – индивидуальная оценка остроумия, новизны, неожиданности решений, качества подхода к вещам, предметам, ситуациям. Важно понимать, какие эмоции и чувства вызывает итоговый результат – нравится или же нет.
Краткая история дизайна
История дизайна тесно связана с развитием промышленного производства. Но даже наши далекие предки, жившие еще в первобытном обществе, учитывали функциональные и эстетические свойства изготавливаемых базовых орудий труда.
Понятие «дизайн» возникло в обыденной жизни людей в 16 веке в Италии, позже распространившись и в других странах Европы. В то время оно имело иное значение: словосочетание disegno intero означало оригинальную идею или первые наброски будущего произведения искусства, созданные художником. Первоначально расположенная в рамках истории искусств, историческое развитие дисциплины истории дизайна началось в 1970-х годах, когда заинтересованные ученые работали над признанием дизайна отдельной и законной целью исторических исследований.[7] Среди первых влиятельных историков дизайна - немецко-британский искусствовед Николаус Певзнер и швейцарский историк и архитектурный критик Зигфрид Гидион.
В конце 19 века в Англии появилось художественное движение «Искусства и ремесла» (Arts and Crafts), главными вдохновителями которого были Уильям Моррис Джон Рескин.
Они были ярыми противниками безликого производства и призывали учитывать эстетическую и художественную ценность продукции при ее разработке. Моррис и Рескин были первыми в мировой истории, кто сформировал концепцию дизайна и его основные принципы, которые в дальнейшем широко применялись в промышленности.
В начале 20 века художники появились в советах директоров многих крупных корпораций. Их задача заключалась в помощи владельцам предприятий при разработке собственного корпоративного стиля и новых образцов продукции.
В 1919 году появилась первая школа дизайнерского образования Баухаус, которая находилась в Германии. Спустя год в СССР был создан ВХУТЕМАС – высшие художественные технические мастерские, которые располагались не только в Москве и Петрограде, но и других городах. В то же время в различных областях промышленного производства появились первые дипломированные дизайнеры.
С начала тридцатых годов 20 века эта профессия стала востребованной на рынке труда в капиталистических странах. С тех пор спрос на грамотных специалистов в этой сфере деятельности остается на неизменно высоком уровне.
Баухаус стал чрезвычайно популярным в 1930-х годах. Главными принципами, лежащими в основе школы, являлись доступность, практичность и удобство. Дизайнеры сосредоточились на том, что было вокруг людей, и постарались показать прогресс индустрии. К 1940-м годам стиль стал более амбициозным и часто более подстрекательским. Плакаты того времени призывали к действию, а дома отражали единение.
1950-е были пиком буйства красок: экономический рост, новые продукты, красивые дома. Это все необходимо было продавать, показывая, насколько людям нужны новые автомобили и холодильники. Отличительными чертами этого времени стали изменяемые линии, яркие цвета и отход от идеи единения.
В 70-х люди стали все больше склоняться к индивидуализму, демонстрируя свое «я» через интерьеры, музыку и одежду. При любой возможности использовались яркие миксы цветов, градиент и фотографии, а также трехмерные надписи.
Дизайн 80-х немного застыл и не дал ничего сверхнового. Этот период наиболее ярко выразился в оформлении пластинок музыкантов, которые представали перед публикой в образах панков: на размытом фоне изображался темный силуэт и шрифты, исполненные в неоновых цветах.
1990-е годы были расцветом дизайнерского искусства. Появились первые графические редакторы, позволяющие развивать цифровой дизайн: внешний вид создаваемых объектов стал изысканнее. К середине 1990-х до пика своей популярности дошел минимализм, который плавно перешел в 2000-е. После 2010 года мы вернулись к упрощенным формам и плоскому дизайну.
Сегодня почти каждое новое готовое изделие промышленности в любой сфере человеческого общества можно по праву назвать дизайнерским решением. Специалисты этой сферы принимают активное участие во всех этапах создания продукции, начиная с разработки идеи и заканчивая оценкой ее реализации.