Найти в Дзене

Спектакль «Три сестры» в театре «Пространство внутри».🔥

Режиссер - Андрей Маник

Сестринское подполье.

И опять «Ад раскрылся» и «борщец». Тема апокалипсиса и пошлости звучит уже из любого утюга, и вот теперь новые вариации со сцены театра «Пространство внутри».

Про конец света уже сняли свои фильмы великие: Алексей Герман - «Трудно быть Богом», Ларс фон Триер - «Меланхолию» и Алексей Балабанов «Кочегар» и «Груз 200».

Даже блокбастер «Игра престолов» был сделан, чтобы осознать ту же повестку, но финал никого не удовлетворил, потому что в настоящем мире нельзя вернуться к системе договора между «престолами», что мы сейчас и видим.

Тему апокалипсиса подхватил и российский театр. Ю.Бутусов поставил спектакль «Король Лир», где багровый диск солнца недвусмысленно намекает на последние времена. В спектакле «Р» все заканчивается танцем мертвецов в адской машине-тройке. В этом сезоне Елизавета Бондарь выпустила постапокалиптический «Макбет». Андрей Могучий создал свой апокалипсис, с анализом глубинных корней русской государственности. Еще были «Где ты был так долго, чувак?» и личный апокалипсис «Мадам Бовари» А.Федорова. Наконец (но, думаю, что это не конец) Андрей Маник вывел на сцену «Трех сестер и Ко». Персонажи Маника так же далеки от чеховских, как декабристы были далеки от народа.

Песня черта в исполнении Миркурбанова с гвоздикой в петлице «Я люблю тебя жизнь» из спектакля К.Ю.Богомолова «Братья Карамазовы» наконец пошла в режиссерский народ. Просто Богомолов был первым, кто поставил унитазы на сцену и показал, как можно туда слить жизнь.

На сцене Маника унитаз тоже появится как цитата, видимо. Явление черта народу потеряло спиритический характер, и теперь все с энтузиазмом принялись подпевать хором Богомолову «Славное море, священный Байкал», то есть выставлять пошлость во всей красе и грозить апокалипсисом, но уже без черта и достоевщины.

«Три сестры» с пожаром подошли как нельзя кстати. Все кругом горит, они в подвале, практически в бункере. Копать глубже бессмысленно, ехать некуда: горит везде, а сделать ничего нельзя. Или можно?

Сестры в подвале. "Три сестры" в театре «Пространство внутри». Фото автора.
Сестры в подвале. "Три сестры" в театре «Пространство внутри». Фото автора.

В «Трех сестрах» Чехова их желание уехать в Москву означало уехать от пошлости. Понятно, что от нее не уедешь, но у Чехова была надежда на тонкий слой интеллигенции, как шутил М. М. Жванецкий.

В этом спектакле никакой интеллигенции нет и в помине. Перед нами мир пошлых обывателей, которые живут в подвале, где сортир стоит рядом с фортепиано, тут же огромный мишка для «обнимашек», банки с соленьями, книг не наблюдается, хотя их обычно ссылают первыми. Персонажи упрощены до масок.

В подвале спокойнее. Здесь все родное. "Три сестры" в театре «Пространство внутри». Фото автора.
В подвале спокойнее. Здесь все родное. "Три сестры" в театре «Пространство внутри». Фото автора.

Интеллигент Тузенбах - пьяница. Твердит про перманентное чувство и обратную связь. Соленый - пацан, хотя и поет хорошую песню В. Высоцкого про любовь. Андрей, брат, - подкаблучник, но сомневается, что поставил не на ту лошадь. Ольга - косная училка, обучающая детей по методичке. Не знает, откуда цитата: «У лукоморья дуб зеленый». Для нее это что-то из географии.

Кулыгин, муж Маши, самодоволен, верит в начальство и сам играет дома в начальника с женой. Маша - женщина с трудной судьбой: мужа не любит, готова броситься на первого встречного. Вершинин - ловелас и фарисей. Ирина ни то ни се. Сестры ругаются и ссорятся, и доводят друг друга до слез. Знают несколько языков, но блистают только произношением и исполнением песен на разных языках во время застолий.

Ухаживания Вершинина (Максим Виторган) за Машей (Мария Смольникова).  "Три сестры" в театре «Пространство внутри». Фото автора.
Ухаживания Вершинина (Максим Виторган) за Машей (Мария Смольникова). "Три сестры" в театре «Пространство внутри». Фото автора.

Духовный мир героев сузился не то, что до подвала, а до шкафа. Там теперь не книги стоят, а творятся амурные дела как в анекдотах. Пьют все и много. За винцом разговоры о том о сем, вспоминают про веру, пьют «За жизнь!». Танцуют перед «концом», то есть пожаром, как в пьесе «Вишневый сад». Чехов разлит по бутылкам: «У нас под лестницей целый сад вишневый».

« О, милые сестры, …кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать, если бы знать!» "Три сестры" в театре «Пространство внутри». Фото автора.
« О, милые сестры, …кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать, если бы знать!» "Три сестры" в театре «Пространство внутри». Фото автора.

На вопрос режиссера: «Хватит ли сестрам сил выйти из подвала?», он дает ответ: «Нет». Их приходит спасать пожарный. Это условный персонаж. Бог?

Все мужчины уходят в конце то ли на фронт, то ли сбегают куда-то.

Чеховские персонажи, в отличие от маниковских: три сестры, Соня и дядя Ваня, несли свой крест страдания, потому что так сложилась их жизнь. И они были слепы, и судьба к ним зла, и любили они людей, ради которых шли на жертвы. Эти герои работали, любили друг друга и действительно верили, что жизнь совместными усилиями хороших людей станет лучше. В это верил и Л.Н.Толстой. Москва для них не географическое лукоморье, а условный мир, где нет пошлости. В провинции она намного сильнее, отсюда и их страстное желание вырваться.

В этом спектакле сестры сами, по сути, уходят в подвал. Почему?

Они не хотят ничего менять в своей жизни, потому что неспособны осмыслить свою жизнь, не могут понять, что с ними происходит. Им всласть говорить о своих страданиях и чужих грубостях. Герои пьесы по привычке предпочитают не выходить из подполья. Это все равно лучше реальности.

Оценка режиссера: он иронизирует над этим и даже поджигает все вокруг, чтобы выкурить их на арену жизни.

Режиссер, понятно, ставит проблему личной ответственности за пожар вокруг. Для меня этот спектакль - обобщение про бессмысленность жизни большинства современных людей и как следствие этого - вялотекущем апокалипсисе.

Режиссеры вопиют: надо что-то делать, но, пока не сменится постмодернистская парадигма, основанная на отрицании всех ценностей, о чем говорил наш академик Сергей Петрович Капица, ничего в глобальном масштабе изменить нельзя. Как нельзя загнать обратно пасту в тюбик, так и не изменишь массовое общество потребления. Остается, как всегда, проблема личного спасения.

Может, и нужно взрывать мозг зрителя поджогами, крушением стен и сравнением с милым Шариком, чтобы прорваться с вопросом: для чего вы живете?

А Вы как вы поняли message Маника? Поделитесь!

Актерский состав спектакля.  Слева направо: Андрей (Александр Моровов), Тузенбах (Владимир Комаров), Ирина (Ольга Лерман), Вершинин (Максим Виторган), Соленый (Гоша Токаев), Кулыгин (Сергей Мелконян), Ольга (Светлана Иванова), Маша (Мария Смольникова), Ирина (Ольга Лерман), музыканты.
Актерский состав спектакля. Слева направо: Андрей (Александр Моровов), Тузенбах (Владимир Комаров), Ирина (Ольга Лерман), Вершинин (Максим Виторган), Соленый (Гоша Токаев), Кулыгин (Сергей Мелконян), Ольга (Светлана Иванова), Маша (Мария Смольникова), Ирина (Ольга Лерман), музыканты.

Браво режиссеру Андрею Манику за серьезный разговор и актерам:

Маша - Мария Смольникова.

Ирина - Ольга Лерман.

Ольга - Светлана Иванова.

Вершинин - Максим Виторган.

Андрей - Александр Моровов.

Тузенбах - Владимир Комаров.

Соленый - Гоша Токаев.

Кулыгин, муж Маши - Сергей Мелконян.

Наташа - Татьяна Саруханова.