Итак, друзья, настало время поговорить о важном. Если вы вдруг решили открыть бизнес, то постарайтесь дочитать эту статью до конца. Десять минут, возможно, сэкономят вам годы.
К своим 40 годам я попробовал десятки разных бизнес-начинаний. О них вы можете прочитать прямо тут, рядом, в этом блоге. И большинство из них, как не прискорбно об этом говорить, заканчивались провалом. И я бы, конечно, мог взять все фейлы на себя и сказать, что, мол, это я такой ущербный, а вот у вас обязательно получится с первого раза. Но, нет - я буду с вами честным. По статистике ФНС за 10 месяцев 2022 года было открыто 664 200 ИП и фермерских хозяйств, а закрылось 512 900. То есть примерно 80% от количества открывшихся закрываются. Причем большинство из них - в первый год существования.
Так что не я один такой одаренный. Создать бизнес с первого раза - это или большой талант, или гигантская удача. А скорее, оба фактора вместе. Поэтому сегодня поговорим о том, как делать не надо. Что я понял за полжизни и что, возможно, скорректирует ваш курс как предпринимателя.
Нет понимания рынка сбыта
Какая бы красивая идея не была, она должна будет встретиться с реальностью. А реальность такова, что продукт бизнеса кто-то должен купить. И пусть вы продаете самый уникальный предмет интерьера (Голландский домик, например), и он весь такой красивый на картинке, но кто его купит? Будет ли у вас стабильный прогнозируемый спрос на весь период жизни бизнеса? Кто клиенты? Почему они должны прийти к вам? Сколько они готовы заплатить? Обычно, на эти вопросы новички предпочитают отмахиваться “А, потом разберемся”. Хотя на самом деле их надо решать задолго до первых инвестиций в новый проект.
Погоня за красивой картинкой
Еще одна типичная ошибка начинающего предпринимателя заключается в том, что он заразился образом. В его голове весь бизнес как явление выглядит очень радужно и солидно. Я думал, например, открывая мастерские по ремонту электроники, что это такой бизнес в белых воротничках, где с утра до вечера улыбчивые сотрудники крутят винты в телефонах. А на деле пришлось столкнуться и с заявлениями в полицию, с воровством, предательством, грязными полами и отключением света за неуплату.
Надо понимать, что картинка в вашей голове не совпадет с тем, что получится на практике. Может не совпадает на 10%, а может и на 99%. Только дело покажет. Обычно. когда ожидания не сбываются, энтузиазм быстро иссякает, вместе с финансами. И очередное ИП закрывается.
Cтремление работать меньше, а получать больше
Многие считают, что работать на себя однозначно лучше, чем работать на дядю. Хотя по факту почти всегда работать на дядю за ту же зарплату выгоднее, чем работать на себя за такую же прибыль. У наемного сотрудника всегда меньше круг обязанностей, меньше ответственности и понятный регламент. У бизнесмена ничего такого нет. Когда-то была популярна книга “Как работать 4 часа в неделю и богатеть”.
Стремление людей поймать вот эту идеальную ситуацию обеспечивали миллионные тиражи. Но на деле предприниматель - это более занятой и ответственный сотрудник. Выше него вроде бы никого нет, но на самом деле он отвечает и перед сотрудниками, и перед клиентами, и перед налоговой, и перед конкурентами.
Когда бизнес подрастет, можно попробовать немного разгрузить себя от рутины. Но, даже то, что вы будете считать рутиной, многим менеджерам окажется неподъемным грузом ответственности.
Уход от ответственности
Какой менеджер не мечтает стать директором? Кажется, что руководитель не делает ничего, кроме как водит руками из стороны в сторону. Но если посадить такого менеджера на место директора, он не протянет и до следующей зарплаты: слишком сложно, слишком страшно и непонятно. Поэтому многие, кто один раз попробовали, больше никогда в предприниматели не возвращаются. Или довольствуются маленькой лавочкой.
Отрицание вертикальных связей
Многие хотят уйти в свой бизнес, чтобы никому не подчинятся. Бегут от начальника-самодура или корпоративной иерархии. Беда в том, что свою собственную компанию без иерархии не построить. Если ты работаешь один-одинешенек, так и быть - не подчиняйся никому. Но как только в бизнесе появляются наемные сотрудники, тут же возникают и правила взаимодействия. И один будет слушаться другого. Иначе не бывает.
Азарт
В погоне за свободой, легким рублем или детской мечтой, многие начинающие забывают о главной цели бизнеса: продавать продукт и развиваться на прибыль. Можно купить квадроцикл и гонять самому на нем по горам, но если ты не зарабатываешь, то это просто хобби (об этом есть история на канале). Посмотри на это честно.
Азарт - плохой помощник в построении стратегий. Он как лазерная указка, будет сбивать с обнаружения дальних горизонтов и конечных целей. Все время будет уводить в сторону.
Без души
Другая крайность - это бизнес без души. Если азарт захватывает внимание и уводит от главного, то бизнес без души завалит тебя рутиной. Когда ты изо дня в день, из года в год должен делать одинаковые вещи, то хорошо их можешь делать только, если это тебе действительно нравится. Никакими деньгами, никакими идеалами просто так в кабалу человека не затащишь. Нужна какая-то мечта, стремление к высоким идеалам, пассионарность, глубокий интерес к предмету. Поэтому сначала ищите в себе такую пассионарность, а потом выбирайте бизнес, где ее можно раскрыть.
Ожидание быстрого результата
По моей статистике, хорошей окупаемостью в малом бизнесе можно назвать сроки в 1-3 года. То есть если за год вы отбиваете инвестиции и начинаете получать дивиденды, то это просто здорово. Можно и в три года уложится, если активы посерьезнее. В арендном бизнесе, например, хорошим сроком окупаемости считается 10-15 лет. То есть вы купили объект и за 10 лет насобирали аренды на его стоимость (например, отдали ипотеку). И только потом начали зарабатывать себе в карман. Но недвижка - точно не для новичков. Малый бизнес - это инвестиции в районе 100 000 -3 000 000 рублей, и вот такие деньги должны возвращаться 1-3 года.
Погоня за красивой жизнью
Если вы стартуете новое дело, то просто заплатить и ждать прибыли - не выйдет. Бизнес “на земле” - это всегда новые сложности, сюрпризы и постоянная нехватка ресурсов. Отбросьте иллюзию. что все получится быстро и с первого раза. Скорее всего, нет. Придется хорошенько попотеть и понервничать, чтобы увидеть первый результат.
Конкурентная слепота
Никто не хочет видеть конкурентов, это так деморализует. Если вы не видите яму, но все равно в нее падаете по дороге, то это деморализует еще больше. Нужно сразу честно познакомиться с рынком: кто на нем уже есть, как работают, сколько зарабатывают, в чем их сильные стороны? Наверняка они уже набили шишки, которые вы только собираетесь получить. Уж лучше переоценить конкурентов и не потерять ресурсы, чем недооценить и получить полный провал.
***
Вот такие мысли у меня сегодня родились. Что скажете? Что-нибудь из подобного проходили? Что можно добавить в этот список?