Замена масляного фильтра, а также масла, является одной из самых простых операций базового технического обслуживания.
Как работает масляный фильтр
Масляный фильтр — это сменный элемент, осуществляющий очистку масла от содержащихся в нем механических частиц. Так же как и топливный фильтр, он работает исключительно механически, не меняя химический состав. То есть, не способен избавить, например, от попавших в систему смазки примесей бензина или дизеля. Фильтры бывают разборные и неразборные. Непосредственно фильтрующий элемент, находящийся внутри внешнего корпуса, представляет пропитанную специальным армирующим составом бумагу, уложенную «гармошкой» для максимальной площади фильтрации. Реже в качестве материала используются синтетические и несинтетические ткани.
Неотъемлемой частью системы фильтрации является перепускной клапан, который защищает масляную систему двигателя от падения давления. В случае достижения критического давления в фильтре, подпружиненный клапан открывается и направляет поток в обход фильтра, чтобы избежать масляного голодания мотора. Такой сценарий возможен при сильных морозах или при сильном загрязнении фильтра. Перепускной клапан может быть установлен как в сменном элементе, так и на двигателе, в месте стыка с фильтром. Также иногда фильтр оснащается противосливным и противодренажным клапанами, которые предотвращают пролив масла из фильтра и отлив из него на заглушенном моторе. Это необходимо для быстрого наполнения фильтра и поддержания давления в системе при следующем старте.
-Неразборные. Изготавливаются единой сменной деталью, подлежащей утилизации по окончании срока службы. Большинство современных масляных фильтров именно неразборные.
-Разборные. Как понятно из названия, содержат под внешним корпусом сменный элемент. Ввиду конструкции такие фильтры занимают больше места, а отдельная замена элемента требует выполнения большего количества операций и менее удобна, чем у одноразовых.
Как часто менять масляный фильтр
В первом приближении ответ однозначен: вместе с маслом. Что касается межсервисных интервалов, то рекомендация будет аналогична таковой для смены масла, и вообще любой технической жидкости в автомобиле. То есть, находим рекомендации производителя и делаем для себя соответствующие коррекции. Если смена масла предусмотрена раз в 15 тысяч, то в целях профилактики лучше сократить эту цифру на треть, и менять каждые 10. Таким образом, мы вносим поправки на условия эксплуатации в российских реалиях: холодная зима, долгое межсезонье, большие перепады влажности, тяжелые пробки в крупных городах и т.д. Все это очевидным образом влияет на состояние любых техжидкостей и их фильтров, и сокращение межсервисных интервалов — не блажь, а насущная необходимость.
Как открутить масляный фильтр
Процедура замены масла и фильтра в абсолютном большинстве случаев не представляет сложности даже для новичка. Как и всегда, перед началом работ настоятельно рекомендуется изучить Руководство по ремонту и следовать ему. А в общем случае алгоритм будет следующим.
-Прогреть двигатель до рабочей температуры. Как и в ситуации с ранее обсуждаемой заменой антифриза, это необходимо для поднятия в системе смазки взвеси, которая частично уйдет в сливную тару. Также прогрев необходим для увеличения текучести масла — проще говоря, чтобы оно быстрее сливалось.
--Если фильтр находится снизу, то снять (при наличии) защиту картера. В некоторых моделях защит предусмотрены специальные технологические окна — как раз для доступа к фильтру и сливной пробке.
-Открутить маслозаливную крышку — так в системе не будет создаваться разрежения, и жидкость будет вытекать быстрее.
-Открутить сливную пробку и слить отработанное масло в заранее приготовленную тару.
-Открутить масляный фильтр.
Как снять масляный фильтр без специального ключа
При замене фильтра основную сложность представляет процесс откручивания. Даже если фильтр был затянут от руки (как положено), прикипевшее уплотнительное кольцо часто мешает деталям сдвинуться с мертвой точки. Для решения этой проблемы можно использовать несколько методов.
Специальный съемник фильтров
Существует несколько видов съемников: "чашка", "краб", "серп", цепной и ленточный. Каждый из них имеет свои особенности, и выбор зависит от компоновки и расположения фильтра. Первые три инструмента названы так из-за их характерной формы.
Ремень
Причем ремень может быть как автомобильный, так и обычный от брюк. Прикипевший фильтр откручивается путем накидывания на него петли из ремня с последующим ее затягиванием и приложением силы уже к ремню, а не к фильтру.
Отвертка, лом, большое шило
Самый «варварский» способ, если другие варианты недоступны или не сработали, заключается в пробитии корпуса фильтра и сворачивании его по принципу воротка. Важно помнить, что при таком подходе масло из фильтра обязательно прольется, поэтому нужно быть осторожным, чтобы не повредить резьбу. Также стоит пробивать корпус подальше от точки контакта с двигателем и использовать этот метод только для одноразовых фильтров.
Замена масляного фильтра: что делать дальше
Перед установкой нового неразборного фильтра необходимо аккуратно очистить место прилегания уплотнительного кольца, смазать кольцо маслом и гарантировать герметизацию. При работе с разборным фильтром также следует извлечь и проверить детали, такие как дренажный клапан, пружины, уплотнения и другие компоненты, которые могут потребовать замены. Для точной последовательности работ рекомендуется обратиться к Руководству по обслуживанию конкретного автомобиля.