Найти тему

Строя планы по извлечению допприбыли, РЖД забыла о проблемах грузоотправителей

Для решения проблемы балансировки парка с грузовой базой нужно либо принимать мягкие экономические меры, либо создавать допинфраструктуру для порожних вагонопотоков

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

РЖД оценило эффект от реализации своих предложений по организации перевозок, пишет «Коммерсантъ». Договоры ship-or-pay, штрафы за избыточные заявки и ответственность за состояние угля в пути могут дополнительно увеличить погрузку на сети минимум на 27 млн тонн в год и принести монополии ₽71 млрд.

История вопроса:

Однако учитывать эти дополнительные доходы в 2024 году и среднесрочных планах преждевременно, поскольку на их принятие и выстраивание взаимодействия участников перевозочного процесса понадобится значительное время, отметил в своем письме в Минтранс первый замгендиректора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов.

Первое предложение – повышение ответственности грузоотправителей за «инфлирование» заявок. ОАО РЖД многократно заявляло о существенном завышении клиентами заявок, что направлено не на фактическую перевозку всего объема груза, а резервирование инфраструктуры. За январь-октябрь 2023 года в восточном направлении было подано заявок на 1,4 млрд тонн, что в пять раз больше годового объема перевозок в этом направлении, в том числе 900 млн тонн угля при годовой добыче в стране всего 350 млн тонн.

Второе – создать условия для заключения договоров ship-or-pay («вези или плати»), вводящих финансовую ответственность перевозчика за доставку определенных объемов груза, а грузоотправителя – за предъявление. Вопрос пока разбивается о ряд аргументов. В частности, о необходимость гарантировать не предусмотренную законодательством приоритетную перевозку груза стороны договора ship-or-pay относительно других претендентов.

Третье – внесение изменений в правила перевозок смерзающихся грузов, которыми планируется ввести ответственность грузоотправителей за противообледенительную обработку груза и портов, – за разогрев. Госмонополия предлагает увеличить штрафы за простой вагонов на инфраструктуре общего пользования и расширить перечень станций для эвакуации невостребованных порожних вагонов.

Предложения о «вези или плати» выглядят оторванными от актуального положения дел на сети, считает источник издания среди крупных клиентов РЖД.

– В практике этот инструмент применяется в качестве страховки от недозагрузки инфраструктуры, а текущий спрос на инфраструктуру превышает ее возможности, – указывает он.

Заявки сегодня не обеспечиваются техническим планом, усугубляется ситуация с дефицитом локомотивов, но «нежелание видеть проблемы внутри толкает коллег делать предложения, лишенные потенциала практического применения».

Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что ОАО «РЖД» пытается экономическими и технологическими методами ограничить поступление на сеть нового избыточного парка, который начинает мешать движению грузовых вагонов, но грузоотправители говорят о нехватке вагонов в местах погрузки.

Сейчас нужно либо принимать те или иные мягкие экономические меры для балансировки, либо создавать дополнительную инфраструктуру для порожних вагонопотоков. В то же время экономические меры регулирования или балансировки парка с грузовой базой и развитием инфраструктуры, уверяет Владимир Савчук, в любом случае лучше, чем административные запреты.

Напомним, ситуация с сокращением, а потом остановкой погрузки угля в адрес терминала ОТЭКО в Тамани из-за высоких тарифов в 2024 году побудила ОАО «РЖД» вновь поднять вопрос о введении на железных дорогах договоров ship-or-pay. LR