Политолог Грант Микаелян прокомментировал Armenia Today возможное влияние декларации о стратегическом партнерстве Пекина и Баку на политику Китая в отношении Южного Кавказа, в частности, Армении.
3 июля Китай и Азербайджан в рамках саммита ШОС приняли в Астане совместную декларацию о стратегическом партнерстве между двумя странами. Пекин и Баку выразили готовность углублять сотрудничество в рамках проекта «Один Пояс и Один Путь», ускорить процесс подписания соглашения о развитии международных мультимодальных перевозок.
По словам эксперта, власти в Армении провалили отношения с Китаем с подачи США, поэтому Пекин переориентировался на Азербайджан. «На Южном Кавказе для Пекина представляют интерес Грузия и Иран. Тут возникает вопрос, что эти страны не граничат и нужна транзитная страна. В первую очередь рассматривается Армения как со стороны Китая, так и Ирана, а также Индии, у которой есть свои сухопутные пути, но я бы и не смешивал их с китайской сетью, но и Дели сейчас развивает свою транспортную сеть к Европе. Так как власти Армении провалили отношения с Китаем с подачи США и вступили в международный альянс религиозных свобод, не пожали несколько раз протянутую руку Китая, Пекин уже переориентировался на Азербайджан, который обладает логистическим преимуществом», – пояснил Микаелян.
При этом политолог указал, что в политическом смысле Армения более благоприятна для Китая, «так как сейчас у всех проблемы с тюркскими государствами». «Китай имеет тюркоязычный контингент, где Турция поощряет сепаратизм и ясно, что Азербайджан также является частью всего этого, поэтому для Китая было бы желательно по этим вопросам сотрудничать с Арменией. Хотя в любом случае Китай проложил бы несколько маршрутов, это тоже следует учесть, но так как сейчас он наращивает свое влияние в Средней Азии, особенно в Таджикистане, Кыргызстане и в дальнейшем в Казахстане, то ясно, что все это должно проходить через Каспийское море в направлении России и Азербайджана», – добавил он.
Эксперт считает, несерьезным путь с юга Ирана к Грузии через Армению, поскольку, Азербайджан несколько раз указывал на уязвимость этой дороги. «Можем вспомнить сентябрь 2021 года, когда Азербайджан перекрыл участок дороги опять-таки с позволения и бездействия нынешнего армянского руководства, и дорога Горис-Капан сейчас не действует. Объездная дорога через Татев не компенсирует этот ущерб. Сейчас аналогичную проблему Баку создает в Киранце, вернее уже создал», – подчеркнул Микаелян.
Китай, по словам эксперта, пытается создать несколько альтернативных путей – установить связь с Грузией, а это, по его мнению, возможно либо через Армению, либо через Азербайджан. «Армения не поддерживает нормальных отношений с Китаем и не контролирует дороги, поэтому это делает Азербайджан, у которого также есть географическое преимущество, так как магистрали в основном федеральные и гораздо дешевле как с точки зрения обслуживания, так и строительства. И таким образом Азербайджан выступает в качестве транспортного хаба», – считает политолог.
При этом эксперт подчеркнул, что нынешние власти Армении стремятся держать курс исключительно на США: «говорят о диверсификации, а делаю обратное – обижают коллег, ограничивая их число только Западом».
Комментируя реакцию Турции и ее лидера Реджепа Тайипа Эрдогана на азербайджано-китайские договоренности, Микаелян отметил, что для Анкары это хорошая попытка для установления отношений с Пекином. «Турция пытается во всех сферах извлечь для себя что-то. Так, сохраняя свое членство в НАТО, несколько дней назад Эрдоган заявил о желании страны присоединиться к БРИКС, после чего со стороны России была реакций, что невозможно одновременно состоять в НАТО и БРИКС. Но попытка была. Сама Турция не может сейчас пойти в этом направлении (сотрудничество с Китаем — ред.), но прощупывает почву игры одновременно на нескольких полях. А с помощью Азербайджана, у которого нет таких обязательств, может создать некоторую предварительную связь, так что это можно назвать хитрой связью. Я бы назвал грамотной политикой со стороны Турции», – заключил политолог.
Следите за новостями на нашем сайте, а также в Telegram и YouTube