Почему исполнение комплексного плана стало минимальным среди всех нацпроектов? Снизилась ли активность вложений в «Безопасные качественные дороги»? В какие мероприятия нацпроектов средства до сих пор не поступили? Подробнее узнать об этом можно в нашем новом исследовании.
Бюджетное исполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в первой половине 2024 года стало самым низким среди всех нацпроектов и минимальным для этого периода за все шесть лет реализации. По данным Минфина, до комплексного плана в январе — июне 2024 года довели 21,8% средств, или 27,8 млрд руб., против 50,6% и 82,1 млрд руб. в первой половине 2023‑го. На наш взгляд, резкое снижение интенсивности вложений связано с грядущей переупаковкой национальных проектов и с кадровыми перестановками, которые могли затронуть кураторов комплексного плана. Впрочем, вопреки фактическому ходу трат во втором квартале планку годового финансирования подняли для «Развития морских портов» (на 29,9%, до 6,6 млрд руб.) и «Развития региональных аэропортов» (на 10%, до 42,5 млрд руб.), а остальным федпроектам оставили прежний уровень.
Бюджетное исполнение всех федеральных проектов, входящих в комплексный план, в первом полугодии 2024‑го было хуже аналогичного показателя годичной давности. Самое высокое исполнение зафиксировано у «Развития региональных аэропортов», в которое направили 29% запланированных средств, или 12,4 млрд руб. (год назад освоили 40,7% средств). Пока совсем не направляли деньги в «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла». Низкие уровни исполнения наблюдались и у двух других железнодорожных проектов: «Развития железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного басcейна» (1,8%; 211,4 млн руб.) и «Развития железнодорожных подходов к морским портам Азово — Черноморского бассейна» (0,3%; 26,4 млн руб.).
На фоне снижения активности финансирования комплексного плана, вложения в национальный проект «Безопасные качественные дороги» вновь стали рекордно высокими для первого полугодия. К 1 июля 2024 года туда перечислили 41,8% предусмотренных до конца года вложений или 270,9 млрд руб. против 40,5% и 183,1 млрд руб. в первой половине 2023‑го. Кроме того, БКД больше, чем другие нацпроекты, выиграл от повышения во втором квартале планки годового финансирования: она была поднята на 26,5 млрд руб. (4,3%) и, таким образом, в 2024 году до мероприятий БКД могут довести 647,9 млрд руб.
Наиболее высокий уровень бюджетного исполнения федеральных проектов в составе «Безопасных качественных дорог» зафиксирован в первой половине 2024 года у «Дорожной сети» (64,9%; 168,4 млрд руб.), средства через которую идут в развитие региональных и муниципальных автотрасс. Вместе с тем, финансирование «Развития федеральной магистральной сети» пока отстает от уровня прошлого года: на этот федпроект перевели 25,9% средств (86 млрд руб.), что на 17,5 п. п. меньше, чем в первой половине 2023‑го. Это, возможно, связано с тем, что новые автодорожные проекты федерального уровня только начинают запускать. Минимальный уровень бюджетного исполнения в БКД в первом полугодии был у федпроекта «Безопасность дорожного движения» (13,6%; 957,8 млн руб.), впрочем, он отставал по интенсивности финансирования и год назад.
Несмотря на отстающее финансирование комплексного плана, суммарные расходы на инфраструктурные нацпроекты (комплексный план и «Безопасные качественные дороги») выросли в первом полугодии 2024 года на 12,6% относительно того же периода прошлого года, до 298,7 млрд руб. По актуальным данным можно предположить, что общие расходы на эти нацпроекты составят в 2024 году почти 776 млрд руб., что на 4,8% превзойдет фактический результат 2023 года. Но не исключено, что и это значение изменится, так как расходы на БКД и комплексный план в ближайшие два квартала еще неоднократно пересмотрят.
Бюджетное исполнение 15 национальных проектов (без учета атомного, по которому нет открытой статистики) в первой половине 2024 года составило 45,9%, или на 0,8 п. п. выше, чем год назад. До них довели 1,41 трлн руб., или на 5% больше объема годичной давности. Самое высокое бюджетное исполнение продемонстрировал нацпроект «Культура» (65,2%; 33,7 млрд руб.), который лидировал и в первом квартале 2024 года, и год назад. Минимальное бюджетное исполнение было у комплексного плана (21,8%; 27,8 млрд руб.). Новый нацпроект «Беспилотные авиационные системы» расположился на предпоследнем месте по интенсивности вложений (27%; 12,2 млрд руб.), но она начинает заметно расти.
Пока только один из 78 федеральных проектов оказался досрочно исполненным на 100% — «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (16,3 млрд руб.; входит в нацпроект «Жилье и городская среда». При этом у трех федеральных проектов в первой половине года финансирование еще не началось: это «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (комплексный план), «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды» и «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» (оба входят в нацпроект «Экология»).
Пересмотр планки финансирования нацпроектов на 2024 год во втором квартале оказался более значительным, чем в первом квартале и чем год назад, но при этом расположился в более узком диапазоне для конкретных проектов. Ожидаемое до конца года финансирование нацпроектов в апреле — июне выросло на 1,6% (до 3,08 трлн руб.) против 0,5% в январе — марте и 0,1% во втором квартале 2023 года. В свою очередь пересмотр финансирования для отдельных нацпроектов во втором квартале 2024 года был в коридоре от –0.9% до 4,4%, кварталом ранее он составлял от –7,7% до 6,9%, а год назад — от –5,3% до 8,7%. Явное сужение коридора говорит о стабилизации в планировании и финансировании нацпроектов и паузе в перераспределении средств от одних проектов в пользу других.
Читайте полную версию обзора.
Кроме того, на сайте sherpagroup.ru можно ознакомиться с другими аналитическими обзорами, например, исследованием «Строительство в российских регионах: итоги первого квартала 2024 года».