Найти тему

"Открывая новую эпоху: история создания мирового броненосного флота"

История появления больших бронированных капитальных кораблей началась в середине XIX века, когда деревянные военные корабли стали уязвимы перед разрывными и зажигательными снарядами. Первый броненосец «Gloire» был спущен на воду французским флотом в 1859 году. Великобритания также строила корабли с полностью железным корпусом, которые впервые были использованы в боевых действиях во время Гражданской войны в США в 1862 году.

Броненосцы были предназначены для разных целей, включая линкоры открытого моря, крейсеры дальнего действия и корабли береговой обороны. В конце XIX века дизайн военных кораблей быстро развивался, превращая броненосцы из деревянных парусных судов с паровыми машинами в стальные линкоры с башнями и крейсеры, знакомые нам по XX веку.

В 1854 году британское правительство получило информацию о планах создания защищённых от пушек судов, и в сентябре того же года британское адмиралтейство согласилось построить пять бронированных плавучих батарей по французским планам. Эти батареи участвовали в Крымской войне и итальянской войне в Адриатике.

К 1862 году броненосцы стали основным типом военных кораблей в Европе, и первые сражения с их участием произошли во время Гражданской войны в США. В дальнейшем развитие конструкции броненосцев продолжалось, и они играли важную роль в морских сражениях, таких как битва при Лиссе в 1866 году.

  • В 1870-х годах Великобритания построила два броненосца типа «Девастейшн», ставших первыми океанскими броненосцами без парусов. Они имели водоизмещение 9188 тонн, длину корпуса 87 метров, ширину 19 метров и осадку 8 метров. Две машины позволяли кораблям развивать скорость до 13 узлов (24 км/ч), а дальность плавания составляла 4700 миль (8700 километров). На вооружении были четыре 12-дюймовых (305-мм) нарезных орудия в двух башнях. Бронирование составляло 380 миллиметров на башнях, 300 миллиметров по броневому поясу и 76 миллиметров по палубе.

Проект оказался настолько хорош, что на протяжении 15 лет эти броненосцы были самыми мощными боевыми кораблями в мире и дали старт новой гонке военно-морских вооружений, так называемой броненосной лихорадке.

Развитие корабельной артиллерии шло по пути уменьшения калибра и улучшения качества снаряда. Появились толстостенные снаряды с песком вместо взрывчатого вещества, а затем сплошные стальные снаряды.

Знаменитый русский флотоводец Степан Осипович Макаров в 1894 году изобрёл бронебойный наконечник к снаряду, что резко повысило его бронепробиваемость.

  • В 1911 году был спущен на воду первый российский дредноут «Севастополь», ставший символом мощи российского флота. Он имел водоизмещение 17 500 тонн, длину 118 метров, ширину 22 метра и осадку 7,9 метра. На его вооружении было двенадцать 305-мм орудий в четырёх башнях и двадцать 152-мм орудий. Корабль развивал скорость до 16 узлов (29,6 км/ч) и имел дальность плавания 4000 миль (7400 километров).

С появлением дредноутов началась новая эра в развитии военно-морского флота. Они обладали высокой огневой мощью, скоростью и манёвренностью, что позволяло им успешно противостоять любым противникам.