Я приехал погостить к родителям из Ставрополя на выходные.
Была тёплая и солнечная погода, время когда кожура на орехах лопалась и орех ждал того момента, когда кожура под лучами солнца раскроется словно пятерня ладони, а дуновение лёгкого ветерка поможет покинуть ветвь на которой он рос и зрел много месяцев.
Цель ореха упасть на землю под крону дерева, а там его ждала единственная для него судьба.
Но собирать мне орехи в своём дворе в субботний день не получилось, вышло так, что подошла очередь нашего двора пасти хуторское стадо.
Шло время и всё менялось, постоянный пастух нашего хуторского стада Андрей болел уже несколько лет, его пробовали заменить, но с виду простая работа требовала внимания и постоянной беготни.
Людей манил приличный заработок, но попробовав побегать за коровами изо дня в день, в жару и холод, в дождь и слякоть, в лучшем случае выдерживали один сезон.
В этот год на должность пастуха была вакансия, а стадо пасти нужно, тогда хуторяне решили, что коров будет пасти каждый двор по количеству животных в стаде, одна корова, один день пасти стадо, две коровы или корова два телёнка, то пасти придётся два дня.
Отцу выпало в этот день идти на работу, а на ферме свой график и меняться никто не будет, у каждого свои дела и заботы.
Вот мне и пришлось взять в руки арапник, кнут с длинной плетью и с утра по -раньше возле местного кладбища собирать хуторское стадо.
Коровы уже привыкшие к определённому графику и поведению, знали своё место в стаде, люди пригоняли свою скотину к горе и возвращались, кто домой, кто шёл на работу.
А животные не спеша спускались под гору и подъедали выросшую траву на дне бывшего болота, а точнее запруды.
За стадом оставалось только присматривать, чтобы случайно в кустах не потерять из виду отставшую скотину.
У коров выработался свой маршрут, они подъедая траву, обходили курган кладбища, проходили футбольное поле, украшая его обильными лепёшками, вдоль речки выходили к дамбе на болоте, через дамбу проходили к большому кургану, с которого мы катались в детстве.
Вот у кургана коровы располагались на обед, укладывались отдыхать и лениво пережёвывать, съеденную с утра траву, меня здесь подменила матушка, чтобы я сходил домой пообедать, идти было не далеко, выйти на гору и до нашего огорода метров сто пятьдесят по австрийской полыни, которая тут произрастала с исторических времён.
Пообедал с аппетитом, работа на свежем воздухе, способствует хорошему пищеварению.
После обеда коров кружил по большому полю под горой, от кургана и до бывшего хутора Гурского, где речка подходила вплотную к горе, подмывая течением гору, образовался высокий берег.
Коровы с удовольствием ползали по обмелевшему и заросшему различной растительностью болоту, вдоль ручья выходили к речке, потом вдоль русла до высокого берега, поворачивали вдоль горы и снова оказывались у западной стороны болота.
Вечером пришёл отец помочь мне гнать коров в хутор, коровы вначале с неохотой покидали место кормёжки, но потом увлекаемые одной из коров, лидера в стаде, устремлялись за ней.
И вскоре всё стадо, выйдя из под горы на верх, поднимая клубы пыли на дороге, торопливо спешили в сторону бывшего старого магазина, где их встречал и разбирал по дворам хуторской народ.
Второй день не отличался от первого, только после такого трудового дня, мне с утра очень крепко спалось, едва разодрал глаза и снова идти собирать стадо.
В обед меня сменил отец, предупредил меня, чтобы я надел болотные сапоги, коров после обеда перегоним за речку, и там стадо будет пастись до вечера.
Когда я пришёл после обеда сменить отца, стадо было за речкой, я перебрался на другой берег, а отец ушёл домой, чтобы на мотоцикле поехать на работу.
Стадо паслось сразу за речкой, где мы летом купались на излюбленном месте.
Чтобы видеть всё стадо влез на курган, который вскопал в школьные годы в археологических целях, сверху открылся прекрасный вид на всю долину.
Стадо двигалось вдоль речки, выискивая траву, обогнуло курган с восточной стороны и постепенно передвигалось в южном направлении.
Я сменил своё место наблюдения, покинул курган, и продвигался по горе в сторону лесопосадки.
Я смотрел на стадо сверху, которое спокойно паслось внизу, потом на лесопосадку, где через несколько рядов белой акации, рос ряд орехов, так повторялось несколько раз по ширине посадки.
Это отсюда много лет назад выкопал я грецкий орех для посадки у школы, который в ту же ночь был выдернут неизвестным для посадки в свой огород.
Это отсюда выкопана часть орехов растущих в нашем огороде и за ним.
Я решил проверить, есть ли орехи здесь в посадке, орехи были, но миниатюрные, не хватало влаги этим деревьям, но не смотря на ужасные условия, произрастали и давали плоды.
Я вспомнил об одном деревце ореха, у которого по не понятным причинам, условия оказались лучше, и само дерево выросло выше остальных, да и сами акации здесь были выше остальных.
Я побрёл по рядку растущих орехов вглубь посадки, нашёл это дерево, на этом грецком орехе на ветвях висело множество орехов.
Я срывал орехи в кожуре, разламывал кожуру, доставал орешек, которые были немного крупнее остальных.
Увлёкся я сбором орехом, как вдруг до моего слуха донеслись сигналы проезжающих машин по местному автобану, когда я проявил интерес, с чего это рассигналились машины, просто очумел.
Коровы по большому и длинному оврагу, который своим началом находился в сотне метров от дороги, выбрались наверх горы, увидели густорастущую траву по склону насыпи асфальтированной дороги, через небольшое поле отправились к дороге.
Когда я обратил внимание на сигналы машин, то коровы испробовав травы с одной стороны, перебирались на другую и им чем - то очень нравилось разгуливать по трассе.
Стадо растянулось вдоль дороги и продвигалось на восток, в сторону одиноко стоящей постройки остановки автобусов.
Я побежал вслед за стадом, размахивая кнутом над головой.
Коровам так понравилось новое место, что они не собирались просто так уходить отсюда.
На сигналы машин ноль внимания, расхаживали с полнейшим спокойствием, только бампер машины мог заставить коров уступить дорогу.
Я перебежал дорогу и стал коров перегонять на одну сторону, чтобы потом согнать их под гору.
Когда последнюю, как мне казалось, корову перегнал через дорогу, развернулся и увидел, коровы неспешно в перевалочку переходили обратно через дорогу.
В это время же со стороны районного центра показалась колонна велосипедистов, были это соревнование или тренировка велогонщиков, толком сказать не могу.
Под небольшой уклон велосипедисты набрали приличную скорость и тормозить перед коровами не собирались, а зря, коровы из моего стада машинам с трудом уступали дорогу, а тут какие - то угнувшиеся гонщики на велосипедах.
Вот и завилял среди коров авангард велопробега, а вот те кто ехал следом, не видя перед собой опасности, врезались в коров и падали на асфальт.
Со стороны смотрелось смешно, велосипедист врезался в брюхо переходящей дорогу корове, его отбрасывало обратно, и он с грохотом падал на асфальт.
Потом словно очнувшись, быстро вскакивал, поднимал велосипед, садился и снова крутил педали, догоняя товарищей.
Колонна миновала возникшее неожиданно препятствие, петляя и маневрируя, словно в лесу, среди движущихся коров через дорогу.
А я снова попытался согнать коров с дороги, пришлось метаться вперёд и назад, размахивать кнутом и бить по спинам коров.
Пот лился ручьём, увлажнилась рубашка, тяжело бегать в болотных сапогах по автотрассе, я уже подумывал бросить это не благодарное дело, посчитал для себя, попасётся немного крупнорогатый скот и сам сменит место кормёжки.
И в самый последний момент западная часть стада повернула в поле и весело шагая, отправилось к горе, за ними последовали и остальные коровы, я перевёл дух, стоял на насыпи дороги и утирал пот.
Да, пришлось побегать мне сегодня.
А всё из - за чего получилось.
Захотел показать дома сорванные миниатюрные орехи.
Коровы скрылись под горою, я побрёл следом.
Вдоль низа горы по балке стадо двигалось в сторону кошары на горе, у не большого растянутого кургана – насыпи, где на противоположной стороне речки росла колючая акация, стадо перешло речку.
Дальше к болоту, через дамбу к кургану.
Близился вечер, пришёл отец, стадо у обрыва выгнали наверх горы и медленно подгоняли коров за огородами.
Я отцу показал миниатюрные грецкие орехи, которые сорвал в посадке на другой стороне.
Попробовали перочинным ножичком вскрыть несколько орехов и попробовать на вкус ядра орехов.
Выковыривая небольшие части ядрышек, разжёвывали, никакого отличия от орехов, растущих в огороде.
Рассуждали, какое вырастет дерево, если посадить вот такой миниатюрный орех.
Шли медленно за стадом, оставалось с полчаса времени, чтобы передать свою очередь пасти хуторское стадо другому двору.
Вот такие выходные провёл я тем солнечным и тёплым сентябрём, не о чём не жалею, попробовал лично почём он труд сельского пастуха.
До этого приходилось не один раз пасти совхозное стадо, но там была лошадь, и приходил я к отцу, не столько пасти стадо, сколько покататься на лошади, да и больше это походило на прогулку коров перед дойкой.
Приятного всем прочтения, подписывайтесь на мой канал и оставляйте комментарии.