Пост об одном из тысяч дел по спору о защите прав потребителей в связи с ненадлежащим исполнением договора бытового подряда
Я представляла интересы истцов в споре о защите прав потребителя. Спор возник в связи с тем, что работы по внутренней отделке Дома (шлифовка, шпаклевка, покраска, поклейка обоев и потолков) были выполнены не в полном объеме, а те, которые все-таки выполнили – выполнили некачественно.
При обсуждении условий стороны согласовали все существенные нюансы (стоимость, объем и перечень работ, материалы) и приступили к исполнению достигнутых договоренностей. Заказчики, они же – истцы, внесли предоплату. Подрядчики, мать и дочь, они же – ответчики (назовем их Тая и Майя), приступили к выполнению работ. Или сделали вид, что приступили. По крайней мере, их поведение сначала не вызывало вопросов и сомнений, что работа движется.
Обычно такое поведение принято называть «ИБД» - Имитация Бурной Деятельности.
Когда состоялась встреча на объекте спустя полгода (а раньше она состояться не могла, так как заказчики были в длительном отъезде), мои доверители увидели совсем не то, что ожидали увидеть: криво поклеенные обои, пятна на стенах, трещины, непрокрашенные участки и множество других недоделок. Результат, мягко сказать, «оставлял желать лучшего»
Та встреча закончилась расставанием, при чем – по инициативе подрядчиков. Тая и Майя решили, что могут бросить недоделанную работу и уйти. Потому что разговор состоялся по вполне понятным причинам на повышенных тонах. А вы смогли бы спокойно разговаривать, если б кому-то заплатили почти треть миллиона, а этот кто-то, не особо напрягаясь и пользуясь отсутствием контроля, не выполнил и половину того, о чем договаривались?
Подрядчикам было добровольно предложено добровольно вернуть уплаченные деньги – через направление претензии Тае на whats app, вразумительного ответа не последовало.
Помимо вышеупомянутых имен в деле был еще третий ответчик – вторая дочь Таи, Глаша (все имена вымышлены), на карту которой переводилась оплата заказчиками.
А знаете почему отделочники так уверенно себя вели?! Потому что все отношения строились исключительно на доверии, ведь их нашли по рекомендациям знакомого – не было ни письменного договора, ни сметы, ни графика работ, ни актов приемки, оплата шла по банковским переводам не им.
А еще у них было интересное прошлое, о котором стало известно в ходе подготовки к судебному разбирательству. В отношении Таи было возбуждено 13 исполнительных производств, в отношении Майи, дочери Таи, было возбуждено 8 исполнительных производств. Кроме того, в 2022 году Тая была признана банкротом. Как только я это обнаружила, сразу стал понятен мотив, почему они уговорили заказчиков делать переводы на карту младшей дочери, Глаши – ведь Тая с старшей дочерью имели очевидный повод опасаться ареста денежных средств на их банковских счетах, в связи с чем и предоставляли для оплаты реквизиты банковского счета Глаши.
Впоследствии Истцы были вынуждены обратиться к специалисту для проверки качества выполненных работ, который подтвердил выполнение работ с отступлениями от установленных нормативов, что в свою очередь сделало невозможным завершение начатых отделочных работ без устранения выявленных дефектов и, соответственно, дополнительных расходов, общая сумма которых составила еще примерно столько же, сколько заказчики уже заплатили подрядчикам.
Этот судебный процесс я бы не называла рядовым и обычным – некоторые сложности были вызваны не только привлечением специалиста для составления технического заключения, но и множественностью лиц (в деле участвовали два истца, три ответчика и третье лицо), необходимостью обращаться к нотариусу для удостоверения доказательства, параллельно активно велась переписка в прокуратурой и налоговой инспекцией.
Кратко поясню, на чем мы строили свою правовую позицию
- привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица дизайнер, автор дизайн-проекта, пояснил, что обозначил объем работ перед Ответчиками, направил им для ознакомления визуализацию дизайн-проекта. Тая и ее дочь Майя, будучи осведомленными об объеме требуемых работ, имели возможность отказаться от их выполнения, могли б честно сказать – нашей квалификации недостаточно, не потянем, однако с их стороны отказа не последовало, и они убедили Заказчиков в том, что справятся с выполнением работ. Немалую роль в этом сыграла и договоренность о предоплате.
- как известно, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Со стороны Ответчиков была представлена электронная переписка и аудиозапись разговора, однако, как ни странно, они больше подтверждали доводы истцов, нежели доводы подрядчиков
- с нашей стороны приведено множество других фактов, указывающих на недобросовестное поведение подрядчиков и желание ввести суд в заблуждение, чтоб уйти от ответственности
Судебное разбирательство длилось 8 месяцев. И закончилось в пользу истцов удовлетворением всех заявленных требований к ответчикам практически в полном объеме – порядка 850 т.р., только размер компенсации морального вреда суд урезал, но это, увы, не редкость в наше время.
Впереди – ожидание вступления в силу решения суда, взыскание судебных расходов и исполнительное производство, но это совсем другая история.
Мораль сей басни такова:
• Даже если вам порекомендовали специалиста (специалистов) очень близкие люди – обязательно заключите письменный договор, внимательно ознакомьтесь с его содержанием, составьте смету, согласуйте график выполнения работ;
• Желательно пригласить на приемку работ специалиста для проверки качества выполненных работ;
• Приемка работ должна осуществляться на основании письменного акта о приемке выполненных работ, подписанного с двух сторон, и никак иначе
• Лучше заблаговременно собрать информацию о подрядчиках, хотя б имеющуюся в открытых источниках (банк данных исполнительных производств, картотека арбитражных дел о банкротстве, данные, размещенные на сайте налоговой)
• Сохраняйте всю электронную переписку
• Лучше не переводить оплату на карту постороннего лица.
Изображение: www.freepik.com