Этого, действительно, легендарного человека, патриота своей страны до мозга костей часто называли "серым кардиналом". По своему авторитету, он стоял сразу за Брежневым, так же являлся главным идеологом СССР. В его власти было оспорить и даже отменить любое решение, за ним время от времени было последнее слово в решении важного вопроса.
Речь идёт о Михаиле Андреевиче Суслове. Родился он 21 ноября 1902 года в обычной крестьянской семье. Уже в школьном возрасте Миша Суслов демонстрировал свою склонность составлять и следовать установленным образцам поведения, придерживаться прописанных манер речи, на что можно сказать - рос очень "правильным" ребёнком.
В юношескую пору вступил в сельский комитет бедноты, где с остальными ребятами они забирали хлеб у богатых и передавали его бедным и неимущим. В 1920 году стал комсомольцем, через год вступил в Российскую коммунистическую партию большевиков, откуда по комсомольской путёвке его отправили учиться в Московский Пречистенский рабфак. Закончив его спустя 3 года, он поступает в Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. В 1934 году его переводят в комиссию советского контроля при Совете народных комиссаров СССР.
Михаила Андреевича на протяжении всей его жизни очень занимали вопросы идеологии, в которых он имел, как мы уже знаем, свои личные непоколебимые убеждения. Однажды в юношестве, Миша выступал на заседании Хвалынской городской организации коммунистического союза молодёжи со своим докладом о личной жизни комсомольца, в котором он изложил свои нравственные заповеди, которым необходимо следовать всей Советской молодёжи. Эти тезисы впечатлили присутствующих и вскоре их даже напечатали в газетах.
В 1847 году Суслов становится секретарём ЦК ВКПБ, важно заметить что это уже высокое положение, ведь таких секретарей тогда существовало всего шесть, включая самого Суслова и Сталина, а это уже говорит о многом. В этом же году Михаил участвует в общесоюзной философской дискуссии, по результатам которой его сразу назначают начальником управления пропаганды и агитации ЦК КПСС.
Вершиной его карьерной лестницы при Сталине стало избрание его в 1952 году членом президиума ЦК, но вот после смерти вождя, Суслова убрали из этого состава, но ненадолго - через год его вернули обратно и поставили возглавлять отдел внешней политики ЦК партии.
Всю полноту своей власти и влияния Михаил Суслов смог раскрыть во времена правления Леонида Брежнева. Он оказывал существенное влияние на деятельность всего государства и мог полностью отменить любое решение государственного вопроса лишь побеседовав с генсеком и переубедив его.
Коллеги и современники описывали его как очень жёсткого руководителя, любившего порядок во всём. Так, например, если на каком-нибудь заседании выступающий "увлекался" с докладом и говорил более 5 минут, а содержание его выступления переходило в бессодержательную болтовню, то он просто обрывал докладчика своим суровым "Спасибо". Человеку после этого в полной неловкости оставалось лишь покорно удалиться.
К личным рабочим вопросам Суслов подходил так же ответственно: если он долго отсутствовал в разъездах и на местах решение вопросов принималось без его участия, то по возвращению он отменял такие решения.
При Михаиле Андреевиче идеология окрепла как никогда, практически возвелась в культ. Именно благодаря ему в советских вузах появилась такая дисциплина как "научный коммунизм", и по ней в обязательном порядке молодёжь сдавала экзамен. Всё, что касалось идеологии, всем этим Суслов заведовал лично и не допускал никакого вмешательства в неё со стороны.
Не боялся даже КГБ. Вот история: когда советских шпионов стали выдворять из Канады, в этом провале председатель КГБ СССР Юрий Владимирович Андропов обвинил тогдашнего посла СССР, товарища Яковлева, и требовал немедленно снять его с должности, на что Суслов пояснил товарищу Андропову, что не КГБ назначило Яковлева, значит не КГБ и решать, тем самым показав "кто в доме хозяин".
Имея такое огромное влияние, в жизни Суслов являлся человеком скромным, простым и вежливым. В быту придерживался аскетического образа, его никогда нельзя было увидеть в модных или дорогих вещах, вовсе наоборот - его повседневным стилем были калоши, старомодные костюмы и одно и то же пальто. Свое пальто он обновил лишь тогда, когда Брежнев на одном из заседаний политбюро в шутку предложил присутствующим скинуться товарищу Суслову на обновку. Вся мебель в его квартире была казённой и имела метку "Управление делами ЦК КПСС".
Вредных привычек за ним тоже не наблюдалось. На официальных мероприятиях вместо водки ему в рюмку наливали кипячёную воду, а осетрине он предпочитал... пюре с сосисками. Не принимал и никаких подарков, даже от коллег.
Такие манеры и образ жизни, зачастую вызывали насмешки за его спиной. Независимо от погоды Суслов надевал одни и те же калоши и носил их ровно до тех пор, пока в них не стиралась подошва. Это было одним из его отличительных знаков. Так, например, сослуживцы могли прям с порога узнавать на месте ли товарищ Суслов лишь по тем самым калошам под вешалкой.
Даже при вождении автомобиля Суслов никогда не превышал скорость в 60 км/ч. Если Брежнев замечал, что можайское шоссе стоит или медленно "плетётся", то обычно говорил, что это "наверное Михаил Андреевич едет".
Пускай у многих поведение и характер Суслова могли вызывать насмешки и непонимание, важно понимать, что они были чистыми и искренними. Не брал ничего лишнего - всю валюту возвращал обратно в кассу, а часть своей зарплаты переводил на благотворительность, чего требовал и от остальных. Всё должно было быть правильно и честно - и по отношению к себе и к остальным.
Вот так, несмотря на такое могущество и даже прозвище "серого кардинала СССР", Михаил Андреевич Суслов оставался, возможно, самым скромным представителем верхушки власти.