Таврический дворец — одна из самых узнаваемых достопримечательностей Петербурга.
Возведение дворца началось в 1783 году на обширном участке, ограниченном ведущей к Смольному монастырю Воскресенской улицей, названной Шпалерной, и проложенными в ходе строительства Таврической и Потемкинской улицами.
Интересный факт: убранство и строительство Таврического дворца обошлось в 400 000 рублей золотом.
Основу пространства здания составили четыре главных помещения: Вестибюль, Купольный зал, Большая галерея и зимний сад с ротондой (опорой из колонн для надёжного перекрытия крыши).
На момент возведения Таврического его Большая галерея была самым просторным дворцовым помещением российской столицы: длина зала составляла 74,5 метра, ширина — 14,9 метра.
Фасады дворца отличаются лаконизмом и строгостью, окна без наличников, простая и строгая ордерная композиция. Главные и боковые портики разработаны с применением римско-дорического ордера. В контраст сдержанным фасадам, интерьеры дворца необычайно богаты и парадны.
Развитие композиции ориентировано на ось пространства от главного портика к вестибюлю и купольному залу, а от него к картинной галерее и зимнему саду.
И. Е. Старов спроектировал анфиладу парадных залов не вдоль главного фасада, а на поперечной оси дворца. Открывалась она квадратным вестибюлем, за ним следовал восьмиугольный Купольный зал, которому снаружи соответствовал пологий купол на невысоком барабане, прорезанном большим количеством прямоугольных окон для освещения зала.
А теперь подробнее:
Купольный зал
Первая комната, после входной зоны, выглядит впечатляюще.
Стены украшены живописными композициями кисти итальянского художника Д.-Б. Скотти в стиле гризайль. По периметру располагаются белые колонны с волютами, а с потолка свисает массивная люстра с сотнями стеклянных подвесов. Сам потолок имеет интересную особенность: создаётся ощущение, что помещение находится под куполом, но на деле потолок плоский. Этот эффект достигается благодаря оптической иллюзии, созданной художником.
В 2011 году в Купольном зале, или как его еще называют - Органном, был установлен 24-регистровый орган испанской фирмы «Grenzing».
Зал вмещает до 780 человек. Здесь почти не было мебели, он предназначался для сбора и общения гостей. Купольный зал украшен необычными колоннами и фаянсовыми глазурованными печами.
Екатерининский зал
Самым роскошным в парадном ансамбле Таврического дворца более двухсот лет остаётся бальный зал, названный в честь императрицы. На момент постройки дворца это был самый большой бальный зал в Петербурге и один из крупнейших в Европе.
Интерьер перекликается с убранством Купольного зала: всё та же живопись, те же колонны и люстры с подвесами — только ещё более масштабные. Есть тут и второй этаж, когда-то предназначавшийся для наблюдения за гостями и отдыха от торжества. А в конце помещения располагается эркер с огромными окнами, из которых открывается прекрасный вид на внутренний двор.
В интерьере зала прослеживаются античные мотивы. Монументальные колонны придают залу роскошные, и в то же время строгие черты. Особое внимание привлекает потолок. Он торжественно и богато расписан, а огромные золоченые люстры являются точными копиями люстр из Георгиевского зала Зимнего дворца.
Думский зал
В зале предусмотрено более 700 мест в амфитеатре первого этажа и ещё 280 на балконах. Есть тут и ораторская трибуна, и кабинки для переводчиков. Здесь современность соседствует с архитектурными и оформительскими решениями 18 века: уже знакомой по двум другим помещениям отделкой, а также стеклянным потолком.
Первоначально стены были отделаны в светлых тонах. Их оттеняла светло-сиреневая ткань депутатских кресел. В дальнейшем интерьер зала изменился и приобрел красный цвет. В наши дни стены Думского зала вновь обрели светло-кремовые оттенки. Примечательно, что в зале сохранились оригинальные кресла, обновилась лишь их обивка.
Готлиссовая гостиная
В XVII веке во время пышного бала, устроенного Потемкиным, главная гостья приема императрица Екатерина предпочла проводить время именно в этом помещении. Танцы в то время ее уже не так сильно интересовали, ей больше нравилось общаться с гостями в более приватной обстановке.
В 1907-1917 гг. здесь размещался кабинет председателя Госдумы, а в период Февральской революции заседал Временный комитет. В наши дни бывшая гостиная в сдержанных светло-желтых тонах выполняет роль конференц-зала.
Гостиная и диванная Александра I
Когда Александр I взошел на престол, Таврический дворец переживал упадочный период. По указу императора начались восстановительные работы. Многое было восстановлено, и дворец приобрел прежний вид. Александр I время от времени проживал в покоях дворца. Прямо перед его опочивальней обустроили диванную, где император мог отдыхать или устраивать частные аудиенции. Стены диванной были богато расписаны, причем между росписями были оставлены пустые места, на которые можно было повесить картины и гобелены. Гостиную также украшали роскошные ковры.
Читальный зал
Библиотека была оборудованы в этом помещении в 1908 году. До этого момента, в начале 19-го столетия, здесь находился придворный театр. Перестройкой зала, что находится в восточном крыле Таврического дворца, занимался архитектор А.А. Бруни. Он подобрал подходящий интерьер для книгохранилища – строгие черты и лаконичный декор создают атмосферу особой элегантности. В наши дни в Читальном зале проводятся совещания, есть кабины синхронного перевода, а само помещение оснащено современным цифровым оборудованием.
Картинный зал
Зал под номером 10 в конце 18 века был известен как «Картинная» из-за полусотни холстов с живописью, которые висели на его стенах. В начале 19 столетия зал был получил другое название – «Комитетскую». Связано это с тем, что здесь проводились совещания Комитета министров. В те годы стены были декорированы росписями Д.Б. Скотти 1802-1803 годов, но они не дошли до наших дней. Сегодня зал №10 представляет собой роскошную комнату для переговоров с камином и старинными зеркалами. Зал занимает особое место в анфиладе парадных залов дворца.
Бежевый зал
Анфилада парадных залов Таврического дворца включает в себя Бежевый зал, который воссоздает эпоху величия императрицы Екатерины II через музейные витрины и исторические интерьеры. Благодаря своему особому настроению, Бежевый зал идеально подходит для размещения оргкомитета или создания зоны регистрации.
Зал «Атриум»
Просторный и заполненный светом Атриум расположен в месте, где раньше был «церковный двор». Интерьер зала выполнен в стиле уютного итальянского дворика. Вместо потолка – стеклянная крыша, за счет которой и создается наполненное светом пространство. Сегодня здесь размещается постоянная экспозиция, посвященная истории парламентаризма.
От берега Невы Таврический дворец был отрезан в 1858-1863 годах, когда перед его фасадом построили здание водонапорной башни и другие сопутствующие сооружения.
При Павле I здание снова подверглось реконструкции. После того как император отдал дворец в распоряжение Конногвардейского полка, в Екатерининском и Купольном залах был устроен манеж, а в других помещениях — казармы. В Зимнем саду были организованы конюшни.
Серьёзные изменения интерьеры Таврического дворца претерпели в 1905-1906 годах, когда он реконструировался для нужд первой Государственной Думы. Перестройкой внутреннего пространства руководил архитектор П. И. Шестов. Половина зимнего сада перекрыли амфитеатром, здесь устроили зал для заседаний.
В 1908 году был принят проект архитектора А. А. Бруни, который предусмотрел замену деревянных перекрытий на железобетонные. При этих работах театр Таврического дворца был переделан в библиотеку. Северная часть двух Кавалерских комнат была отдана под коридор.
При комплексном ремонте Таврического дворца в 1930-х годах производилась очередная замена перекрытий. В Ротонде и в других помещениях авторская живопись была практически уничтожена, а затем воссоздана по предварительно снятым копиям .
Сегодня дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи стран — участников СНГ.
Проникнуться к былому величию можно только с экскурсией.
При входе в Таврический дворец необходимо предъявить паспорт. Чтобы добраться до Таврического дворца, нужно доехать на метро до станции «Чернышевская», затем свернуть направо и идти по проспекту Чернышевского до Шпалерной улицы.
-------------
Спасибо что дочитали до конца!
Если Вам понравилась статья поставьте лайк и подпишитесь. Это не трудно)
♥ С любовью рассказываю про архитектуру ♥